Увидел новость, что во время последнего приезда Макрона был подписан меморандум о поставке 130 локомотивов Alstom Украине. На сумму 900 миллионов евро! Кроме того на 300 млн. евро нам поставят 370 единиц пожарно-спасательной техники. 

Только вот все это не подарок, а на 85% кредит французских банкиров (под наши госгарантии естественно) с 15% предоплатой. То есть обычная госзакупка, только почему-то мимо Prozorro.  

Но самое интересное не это. А то, что в подписанных с французами ранее в 2021 г. соглашениях, ратифицированных в июле ВР, был оговорен 35%-й уровень локализации их производства в Украине. Что публично подтвердил в парламенте премьер-министр Денис Шмыгаль, заявивший, что Украина не подпишет эти контракты без такой локализации. 

И это было разумное решение, поддержанное в частности ФРУ, ведь это позволило бы создать тысячи дополнительных  рабочих мест в транспортном машиностроении и интегрироваться в производственную цепочку Alstom — одного из мировых лидеров по производству локомотивов. То же самое касалось и пожарной техники. 

Но тут вдруг при подписании во время визита Макрона локализация напрочь пропала во всех публичных заявлениях и коммуникациях. Что ж там подписали в итоге? Боюсь, что все увы, как в старом анекдоте про обманутого мужа, которого «терзают смутные сомнения...»

Только в нашем случае это все не смешно, а убийственно для нашей экономики. Ведь импорт оборудования = дефицит торгового баланса, временно покрываемая за счет товарного кредита. И этот дефицит будет только увеличиваться за счет обслуживания и сервиса. Кстати, сервисные платежи во всем мире — это от 50 до 100% стоимости техники во время ее эксплуатации. И все это тоже мимо собственной экономики!

Дальше вместо роста пойдет сокращение рабочих мест на существующих производствах. К которому неминуемо приводит закупка импорта и соответствующее уменьшение в ноль (причем на много лет!) госзаказов. В частности, 370 пожарных лестниц — это примерно пятилетний заказ МЧС такого типа техники.

Очень показателен пример Казахстана, грамотно защищающего свою экономику. Там Alstom открыл два СП в Нур-Султане — ЭКЗ (производство и обслуживание электровозов) и в Алматы — КЭП (производство железнодорожной автоматики и стрелочных приводов) с инвестициями в 8 млрд. евро. и с более чем 1000 сотрудников. 






Ну а у нас пока вместо создания рабочих мест с достойной зарплатой в Кременчуге, Харькове, Запорожье, Днепре, Киеве, Прилуках и других городах, где находятся производители подобной продукции, скоро неожиданно обнаружим, как новые и новые тысячи бывших сотрудников этих предприятий отправятся в частности на завод Alstom во Францию. И будут платить там налоги. При том, что наша квалификация, возможности и традиции соответствующего производства гораздо выше, чем в Казахстане…

И вместо того, чтобы поддерживать наших производителей (пусть и в форме СП) стабильными гарантированными заказами с высокой добавленной стоимостью, имея которую они будут развивать парк оборудования и конкурировать за пределами Украины, мы в очередной раз просим одолжить денег.

Да, для промышленного развития в Украине я еще могу понять покупку производственного оборудования, которое у нас не выпускают. Но тоже при условиях требований к локализации в случае госзаказов. Но это совсем другое, чем закупка готовой техники без требований к локализации и без тендеров!

Увы, но формула «сначала купите у нас, а потом мы у вас построим» не работает нигде в мире при проектах такого уровня. И даже пользуясь сегодняшней ситуацией на границах, негоже союзникам делать из нас терпил. А наоборот, если действительно хотят помочь, нужно развивать экономическую поддержку не в виде наращивания займов, а в росте производственных проектов и в создании страхового фонда инвестиций на несколько десятков миллиардов евро, который обеспечит безопасность и уверенность западных инвесторов в том, что их вложения не пострадают! 

И пусть та же Франция станет инициатором и местом расположения этого фонда, а не «вгоняет нас в долги»...