Среди экспертов существует устойчивый консенсус в отношении того, что не наблюдалось в современной истории прецедентов успешного экономического развития без опережающего формирования национальной сети автодорог высших технических категорий. Этот консенсус основан на детальном анализе результатов реализации грандиозного проекта Highway Interstate System. С середины 50-х благодаря этому проекту штаты СЩА связала сеть скоростных дорог общей протяженностью 80 тыс. км Результаты исследования показали что вложенные в дороги средства окупились с лихвой.Также экономисты назвали дорожное строительство фактором, который наиболее сильно повлиял на образ жизни американцев и экономику США за последние 100 лет. Столь же впечатляющие результаты у китайского проекта National Trunk Road System of China, связанного с именем Дэн Сяопина.
Автомобильные дороги конечно, самый дорогостоящий элемент экономической системы государства.Тем не менее это лишь один, пускай и очень важный элемент системы. У нас привыкли думать, что «Большое строительство» инициированное Президентом Зеленским, — это исключительно дороги. Логистические возможности страны на Всеукраинском форуме Украина 30 обсуждали системно и в комплексе, не ограничиваясь только сферой дорожного строительства. Как заметил курирующий «Большое строительство» заместитель главы Офиса Президента Кирилл Тимошенко «не дорогами едиными. Есть еще море и небо. И там тоже кипит работа.»
Касаясь вопроса портовой отрасли Тимошенко отметил: «В планах — отдать большинство портов в концессию. В государственном управлении оставить только те, которые являются наиболее выгодными с экономической точки зрения. Это точно порт „Южный“. Новая команда, которая зашла туда недавно, только за первый месяц работы увеличила на 15% количество обработки грузов. На примере „Южного“ будет хорошо видно, как государство может сосредоточить свое внимание на развитии одного или нескольких портов — и это будет выгоднее для экономики, чем, как собака на сене, иметь множество портов и малый доход».
Продолжится работа по развитию региональных аэропортов — в этом году начинается реконструкция в аэропортах Житомира, Кривого Рога, Ужгорода, Винницы, Черновцов, Ровно, Полтавы, Днепра, Херсона, Мариуполя. Будет продолжен запуск новых региональных авиарейсов. В сфере железнодорожного транспорта в сотрудничестве с несколькими с несколькими известными в мире компаниями реализуется проект City Express. Речь идет о запуске удобного пригородного сообщения в Киеве, Харькове и Днепре. Первый на очереди — запуск Kyiv City Express.Будет обновляться и подвижной состав, средний возраст которого 40-50 лет. На днях было ратифицировано межправительственное соглашение Украины и Франции. Украина получит 130 новых грузовых электрических локомотивов производства французской компании Alstom. Ну и конечно, дороги, в этом году в рамках «Большого строительства» отремонтируют и построят 6500 км дорог. Стоит отметить в отличие от многих подобных форумов речь шла не столько о планах, сколько о том, что уже в работе и реально делается.
Транспортная отрасль приносит около 7% ВВП и обеспечивает всего 6% рабочих мест, это безусловно мало. По своему потенциалу Украина имеет все возможности стать мощным транзитером между ЕС и Азией, но для этого нужна современная инфраструктура, а не та, что застряла в 70-80 годах прошлого века.