«Укрзалізниця» является элементом жизненного уклада большинства украинцев. Даже тех, кто не слишком часто пользуется ее услугами. При всем этом «Укрзалізниця» – довольно специфическая компания. Она не только де-факто принадлежит государству, но и является монополистом в своей сфере.

Правда часто, создается впечатление, что она делает все для того, чтобы пассажиры выбирали иной вид транспорта. Но на «железке» ей конкурировать по сути не с кем.

Тем не менее многомиллиардные убытки, низкое качество обслуживания и изношенная инфраструктура указывали на то, что вопрос реформирования и модернизации транспортного монополиста давно назрел и перезрел.

О реформировании много говорили за последние годы, но вот как только в последние месяцы реформирование перешло в практическую плоскость Наблюдательный совет «Укрзалізниці» зажег «красный свет», остановив реформу. В частности, это следует из документа, решения НС, которое на днях слили в сеть. Решение резонансное и скандальное по своей сути, так как все может обернуться не только экономическими, но и весьма серьезными репутационными потерями для государства.

Украина взяла обязательства до 2022 года адаптировать условия работы «Укрзалізниці» к требованиям Евросоюза, имплементировав в законодательство целый ряд соответствующих Директив ЕС – в сфере железнодорожных перевозок. Например, для стимулирования конкурентной среды одним из обязательств являлся анбандлинг кампании: разделение на оператора управляющего инфраструктурой и оператора пассажирских и грузовых перевозок. Другим обязательством является инвестирование в модернизацию инфраструктуры.

В 2019 году это было закреплено соответствующим Указом Президента, в котором ставилась задача провести реструктуризацию «Укрзалізниці», создать условия для конкурентного рынка в сфере железнодорожного транспорта. На уровне правительства был подготовлен план мероприятий по реализации реформы.

В конце 2020 года новая команда «Укрзалізниці» начала реализацию плана вывода из кризиса и реформирования «Укрзалізниці». Была поставлена вполне конкретная цель вернуть компании 40% рынка грузовых ж/д перевозок. Началось разделение на отдельные вертикали в компании, специализированные на инфраструктуре и грузоперевозках. Созданы структуры: филиал грузовых перевозок «УЗ Карго» и оператор инфраструктуры «УЗ Инфра». За результаты работы «УЗ Карго» отвечает коммерческий директор Иракли Езугбая, в 2000-х руководил железной дорогой в Грузии.

Эти шаги утвердил Наблюдательный совет «Укрзалізниці» в ноябре 2020 года. Министр инфраструктуры Криклий активно рекламировал эту реформу, заявив, что она соответствует Директивам ЕС.

Больным местом «УЗ» является состояние подвижного состава. Средний возраст грузовых и пассажирских электровозов составляет 40 лет, что среди пассажирских электровозов нет ни одного сравнительно нового локомотива, то есть до 8 лет, а возраст 331 из них превышает 30 лет, состояние вагонного парка аналогичное если не хуже.

Было принято решение об инвестировании в обновление парка грузовых вагонов 7 млрд грн, запланировано значительное увеличение капитальных инвестиций

Позитивные сдвиги уже начались. Увеличивается оборот вагонов, возвращаются клиенты, компания снизила тарифы для бизнеса в разгар экономического кризиса. Запустила логичные бизнес-процессы, где логист выходит напрямую к заказчику, исключая возможность паразитировать на неповоротливости такой большой структуры как «Укрзалізниця».

Понятно, даже наведение элементарного порядка в «хозяйстве» «Укрзалізниці» мягко говоря не отвечает интересам ряда олигархов. Они весьма комфортно и прибыльно для себя встроились в работу компании. Формат их сотрудничества с «УЗ» обеспечивал приватизацию прибыли и национализацию убытков.

Кстати, в Верховной Раде уже создана временная следственная комиссия /ТСК/, которая и должна проверить кто и почему при прежнем руководстве довел «Укрзалізницю» до плачевного состояния и многомиллиардных убытков. А разбираться есть в чем. Взять хотя бы массовый ввоз структурами олигархов списанных вагонов из РФ.

В подобной ситуации лучшее средство защиты это нападение и ответная реакция не заставила себя ждать. В декабре начались информационные атаки на реформы «Укрзалізниці».

Нардепы из группы «Довира», имеющей репутацию лоббистов олигархического кооператива, в конце 2020 года обратились в Кабмин, мол, снижение цен и тарифов – это плохо, при этом никаких экономических расчетов не дали, а о том, что это антикризисная мера поддержки экономики оставили за рамками своего послания.

Удивительно, но на основании этого обращения в конце января Наблюдательный совет «УЗ», об уровне денежного содержания которого ходят легенды, решил приостановить реформу – инициированную правительством и одобренную ранее им же.

В качестве причины был найден такой претендующий на оригинальность бюрократический довод так как то, что «Укрзалізниця» ненадлежащим образом ответила на письмо-вопрос Мининфраструктуры, которое было направлено в компанию по факту обращения депутатов из «Довиры».

Интересно, что эту информацию в сеть «слил» экс-директор по развитию бизнеса «Укрзалізниці», уволенный в мае 2020 года (проработал в УЗ на топ-должностях аж с 2014 года). Правда результаты работы этого менеджера трудно назвать развитием – доля компании на рынке грузовых перевозок упала до 19%, а парк вагонов с 2018 года обвалился почти на 11 тысяч вагонов. Показательно как в этом сомнительном решении совпали интересы олигархов, старого менеджмента компании и ее Набсовета. Ведь именно члены Набсовета много и хорошо рассказывают про реформы, про борьбу с коррупцией.

Что же получается на деле? Решением Набсовета, в том числе, отменяется новый порядок, которым в рамках борьбы с коррупцией был ужесточен контроль за закупками «УЗ». Мотивация: «щоб запобігти потенційно надмірному залученню діючого Офісу з безпеки УЗ до процесів пов'язаних із закупівлями…». По сути, отказ от контроля и борьбы с коррупцией в компании.

А главное – Набсовет останавливает одобренные им же решения компании о реструктуризации, новой тарифной политике (бизнес снова начнет сходить с ума), а также об инвестициях в капитализацию (обновление локомотивов и вагонов). Соответственно это вызывает множество вопросов о каких перспективах модернизации и развития идет речь.

Не говоря о том, что это может поставить крест на выполнении международных обязательств с ЕС, ведь если остановить нынешний процесс реформирования «Укрзалізниці», это нарушает обязательства Украины в рамках Соглашения об ассоциации с ЕC. Соответственно для украинской власти это рискует обернуться очередным примером неспособности выполнять взятые на себя обязательства.