Хотя Украину и не спешат принять в члены ЕС де-факто многие вещи общепринятые в европейских странах активно приходят и к нам. В том числе и тенденция усиления финансового контроля. В отличие от 90-х или «нулевых» просто так «какую-то сотню -другую тысяч долларов» в банк уже не положишь, чтобы оплатить, например, покупку недвижимости. Международные правила постоянно ужесточаются. По мере того, как Украина внедряет общепринятые банковские и финансовые правила это неизбежно коснется и украинцев. И это нельзя игнорировать. Пока же через налоговую амнистию будут стимулировать вывод финансовых активов украинцев из «тени».И за это намерение команду Зеленского упрекнуть нельзя.
По словам разработчиков законопроекта если эти ныне скрытые средства вернутся в экономику и заработают, положительный эффект будет для всей страны.Легализация таких ресурсов позволит активизировать экономические процессы, завести в Украину дополнительный капитал, это отразится и на экономическом росте.
Украинцы хранят, условно говоря, «под матрасом» десятки миллиардов долларов. Оценки разные, от 40 до 80 миллиардов долларов. Плюс средства и активы за рубежом. Когда хотя бы часть этих ресурсов будет легализована, увеличение доходов бюджета будет измеряться в десятках миллиардов гривен.
Для нас показателен опыт Аргентины и Индонезии в проведении налоговой амнистии. Решения, которые принимались в этих странах, были по-разному построены, но они все равно вернули в легального оборота значительные средства.
В Аргентине налоговая амнистия, которую предложили в 2016 году, собрала 117 млрд. долларов США. Около 80% задекларированных активов поступило из-за рубежа. В Индонезии налоговая амнистия, которую также предложили еще в 2016 году, позволила вернуть «на свет» 277 млрд. долларов.В обеих странах налоговая амнистия проводилась в несколько этапов. Те, кто первыми принимали условия государства , получали большую выгоду при легализации активов . Индонезия предлагала предпринимателям более жесткие условия возврата капитала, Аргентина — более либеральные. Соответственно, Индонезии удалось репатриировать меньше, чем планировалось. Это аргумент в пользу того, что важно не заиграться в жесткость и контроль и предложить такие механизмы, которые реально заинтересуют людей.Понятно, сравнивают сравнимое. Украину сложно сравнивать с Аргентиной или Индонезией, соответственно налоговая амнистия не будет точной копией опыта стран. Если строить прогноз для Украины по налоговой амнистии, то более корректно брать пример Аргентину. Соответственно в Украине рассчитывают вывести на свет более 30 млрд. долларов.