Президент Украины Владимир Зеленский подписал закон о праве президента направлять подразделения ВСУ в другие государства в период действия военного положения, для выполнения задач в интересах государства.

 

Согласно закону, во время военного состояния соединения, воинские части и подразделения ВСУ могут быть направлены за границу:

 

- для обеспечения национальной безопасности;

- сдерживание вооружённой агрессии;

- защиты суверенитета и территориальной целостности Украины;

- для реализации права на самооборону в соответствии со статьёй 51 Устава ООН.

 

Фактически, подписанием данного закона президент Украины легализовал и юридически обосновал применение украинских подразделений за пределами страны, в государственных интересах. В первую очередь – для поддержания безопасности и интересов страны за её пределами.

 

Данный закон вызвал серьёзное беспокойство в России, поскольку там прекрасно понимают, что теперь Украина может значительно расширить зону своих операций против российских силовиков, за пределами зоны боевых действий на украинском и российском театрах боевых действий. Теперь, фактически, любая страна, где имеется присутствие российских войск или ЧВК, а так же пророссийские власти находятся у руководства страной, может потенциально оказаться в зоне интересов Украины.

 

Хотя, разве так не было раньше?

 

Якобы «украинские» операции.

 

В то время как Россия достаточно агрессивно проводила операции за пределами своей страны, преследуя государственные интересы, Украина вела достаточно сдержанную, дипломатичную политику даже по отношению к недружественным странам. Но, полномасштабное вторжение в Украину в 2022 году кардинально изменило подход Киева к отстаиванию своих интересов и безопасности, и украинские силовые структуры значительно активизировались в странах, где присутствовал российский интерес.

 

На сегодняшний день нет ни одного официального подтверждения, в виде заявления от лиц, уполномоченных делать такие заявления, относительно заграничных операций украинских силовых структур, но существует множество конспирологических теорий на этот счёт.

 

Например, успехи правительственных сил в Судане по вытеснению повстанческих сил из Хартума начались, якобы, после того, как в страну прибыл украинский спецназ, поддерживающий силы суверенного совета республики и его законного главу Абдель Фаттах аль-Бургана. Это и не удивительно, ведь путчистов в Судане поддерживает именно Россия, в частности – ЧВК «Вагнер».

 

Так же считается, что успехи племён туарегов в Мали стали следствием их поддержки украинскими силовиками, прибывшими в эту страну так же для сопротивления распространению российского влияния, поддерживаемого ЧВК «Вагнер»/“Африканский корпус".

 

Эти и ряд других операций по миру за последние три года связывают с работой украинских силовых структур, хотя ни одного официального подтверждения этим догадкам на сегодняшний день – нет.

 

С другой стороны, не сложно предположить, что при законодательном закреплении статуса таких операций, ареал действий украинских силовиков, с богатым опытом выполнения сложнейших заданий, может быть значительно расширен. А, возможно, и далеко ходить никуда не нужно будет?

 

Перспективные операции.

 

Украина на сегодняшний день имеет у своих границ не одного недружественного соседа — Россию, а несколько больше. В частности, это Беларусь, с марионеточным президентом Александром Лукашенко и Приднестровье, представляющие потенциальную угрозу для суверенитета и безопасности Украины. Возможно ли проведение в таком случае неких операций не за сотни километров от границы с Украиной, а непосредственно на самой границе?

 

Приднестровье давно рассматривается как потенциальная пороховая бочка, плацдарм, на котором хоть и небольшой контингент российских войск, но представляющий локальную угрозу для Одесской области. Кроме того, Приднестровье может стать главной опорой молдавской оппозиции в вопросе силовой смены власти в Кишинёве и установкой там пророссийской власти, что крайне невыгодно Киеву.

 

Так же, немаловажно то, что в Приднестровье находится крупная база хранения боеприпасов — 1411-й склад хранения артиллерийских боеприпасов (с. Колбасная), в недрах которого на хранении размещено до 22 тысяч тонн снарядов. Конечно, часть из этих боеприпасов превысили предельные сроки хранения, но возможность пополнения арсенала ВСУ его вполне можно рассматривать. Вопрос только в законности таких действий, без согласия действующего президента Молдовы Майи Санду.

 

С другой стороны, не для всех операций такого типа необходимо согласие руководства страны. Например, как в случае Беларуси.

 

Беларусь откровенно не является дружественной страной Украине и, по сути, представляет собой соучастницу российского вторжения. Киев максимально сдерживался от проведения силовых операций на территории РБ, но с учётом растущих рисков ситуация может измениться. Тем более что в составе ВСУ имеется военизированное формирование, состоящее из беларусов – полк "Кастуся Калиновского".

 

У этого формирования богатый опыт ведения боевых действий и это подразделение куда боеспособнее даже "элитных" ССО Беларуси, что делает полк серьёзной силой в противостоянии с беларускими силовиками. Особенно с учётом тактики манёвренной войны, широко применяемой украинскими подразделениями, противодействия которой у армий со старой советской школой практически — нет. Яркий пример Курская операция августа 2024 года, когда за считанные дни украинские войска расширили  зону контроля в Курской области до 900 км2

 

При этом в случае с Беларусью вообще может иметь место интереснейший гибридный прецедент, ведь в РБ попросту захотят вернуться её же граждане в составе полка "Кастуся Калиновского" и Украину к этом не будет иметь ровным счётом абсолютно никакого отношения.

 

Выводы.

 

В целом принятый Владимиром Зеленским закон не говорит о том, что целый спектр задач Украина будет уже с завтрашнего дня решаться силовым методом в странах, где присутствует российский интерес. Этот закон расширяет возможности применения военных контингентов для оказания помощи союзным государствам в вопросах поддержания правопорядка, проведения миротворческих и других миссий.

 

Но не стоит исключать того факта, что на законодательном ровне Украина действительно может открыть второй фронт в войне против России, причём там, где Москва ещё больше не ожидает, нежели в Курской области. И это так же может стать темой для дискуссии в ходе переговорного процесса. Ведь неожиданные, точечные удары в любой точке мира, где присутствует российский интерес это не менее неприятнее и болезненнее чем неконтролируемая российскими властями часть российской территории.

 

Источник: Мinval.az