Неделю назад, первый заместитель министра обороны Украины генерал-лейтенант Иван Гаврилюк, в интервью Укринформ, отметил, что около 70% техники и вооружений у украинской армии – это международная помощь. То есть, обеспечение СОУ на 2/3 зависит от поставок от международных партнёров, при том, что нынешние объёмы все равно недостаточны для удовлетворения всех потребностей.
В свою очередь, предприятия нашего оборонно (хотя мне больше по душе и я считаю правильнее говорить военно) промышленного комплекса демонстрируют разительный рост и развитие, что уже позволяет говорить по полной конкурентоспособности и порою даже опережении западных партнёров по ряду параметров. Особенно с учётом печального, но всё же опыта реальных боевых действий.
В частности, одной из таких категорий стало производство украинских бронеавтомобилей, к которым относятся Варта-Новатор.
Лично мне довелось впервые писать об этом бронеавтомобиле в 2019 году, на фоне того, как в российской пропаганде была поставлена задача дискредитировать Украину как поставщика военной техники кровавому режиму Башара Асада.
Тогда, для того склепать дешёвый фейк о поставках Украиной сирийскому диктатору бронеавтомобилей Варта было использовано шасси МАЗ-5434 и поверх него нашит кузов отдалённо напоминающий украинский бронеавтомобиль. Конечно, фейк не зашёл, но уже тогда было понятно – российские производители бронеавтомобилей, в основном выпускавшие по лицензии IVECO – «Рыси», а так же «Тигры», запомнившиеся тогда тем, что не могли преодолеть обычный бордюр, уже ощущали угрозу от украинской продукции на международном рынке. И пытались её утопить на самом старте.
Между тем, с 2019 года «Новатор» стал совершенно другой машиной, которая впитала в себя всё лучшее от бронированных автомобилей для полицейских миссий и даже больше.
«Новатор» улучшался на протяжении всех лет своего производства и эксплуатации, в том числе с учётом пожеланий и рекомендации военных.
На сегодняшний день это бронеавтомобиль, который может похвастаться бронекапсулой, держащей не только лёгкое стрелковое оружие и пулемёты, но и подрыв на мине. При этом машина развивает 140 км/ч и позволяет разместить от 5 до 10 военнослужащих, в кабине и десантном отделении. Броня «Новатора» не единожды спасала жизни военным, в самых критических ситуациях, от подрывов на минах и обстрелов противником, до ударов кумулятивными боеприпасами.
Одним из основных конкурентов «Новатора» называется Roshel Senator, хотя по ряду показателей, особенно в соотношении цена/качество, украинский бронеавтомобиль значительно опережает канадский APC.
И, что не удивительно, у украинского бронеавтомобиля значительно выше проходимость, нежели у канадца, что и не удивительно… Потому, что кто лучше нас знает для каких сложных условий создаётся машина и в каких условиях на выносливость она проходит соответствующие испытания.
Что так же немаловажно в условиях современных войн, «Новатор» это не просто бронеавтомобиль для перевозки десанта и доставки грузов, но и боевая машина. Бронеавтомобиль имеет широкую линейку функционального применения средств ведения огня, как боевых модулей, так и как мобильный ПТРК. Кроме того, он может применяться как мобильный пункт запуска БПЛА.
На сегодняшний день в мире не так много бронеавтомобилей, которые могут похвастаться внедрением в свою конструкцию решений, ставших следствием полученного в ходе реальных боевых действий опыта. Тот кто это делает и весьма успешно, уже, фактически, опережает конкурентов и может предложить потенциальному заказчику то, чего не будет хватать конкурентам.
Поэтому, да, есть категории в обеспечении украинского войска, которые без поставок нашими партнёрами нам пока никак не закрыть, но есть и такие позиции, по которым мы производим технику не хуже, но лучше наших партнёров.