Столкновения между Пакистаном и Индией в Кашмире, подняли такие же фундаментальные вопросы об актуальности ряда классических типов вооружений в современной войне, как в своё время противостояние Украины и России, в ходе которого ярко раскрылась уязвимость бронетехники.

 

Как известно именно война в Украине актуализировала вопрос об уместности в современных конфликтах классических танков и бронемашин, стоимость которых оценивается в миллионы долларов каждый, а уничтожаются они простейшими fpv-дронами. Украина на поле боя нивелировала преимущество России в танках и бронемашинах, довольно дешёвым и простым в использовании средством.

 

Аналогичный вопрос возник, по результату столкновений в воздушном пространстве Кашмира, относительно актуальности современной боевой авиации.

 

Как известно, ВВС Пакистана смогли сбить 5 индийских истребителей, в ходе их налётов на Пакистанскую часть спорного региона. Было сбито 3 французских Dassault Rafale, и по одному российскому Су-30МКИ и МиГ-29. Так же был сбит один разведывательный БПЛА.

 

Индийская сторона так же заявляла об уничтожении пакистанских самолётов, но так и не смогла предоставить ни одного верифицированного факта, в то время как все потерянные Индией самолёты и БПЛА – документально подтверждены.

 

Фактически, имея количественное превосходство в применяемой авиации, а по ряду заявлений Индия 7 мая задействовала 72 боевых самолёта, индийские ВВС понесли невразумительно высокие потери, при практически нулевых потерях с пакистанской стороны. Что это если не провал?

 

А это повод задуматься над тем, что количество не всегда даёт высокий КПД. Высокий КПД даёт именно умение адаптироваться к численно превосходящему противнику, с целью нанесения ему больших потерь.

 

Битва в небе над Кашмиром.

 

Для отражения налёта на Кашмир Пакистан применял комплексные средства защиты. Это, разумеется, была эшелонированная система ПВО, создававшая для индийской авиации зоны риска. Несомненно, индийские военные знали о местах размещения пакистанской ПВО и строили полётные задания с учётом этих зон риска. Но Пакистан воспользовался такой предсказуемостью и нацелил свою авиацию, уступавшую индийской количественно в 2 раза, как раз в ожидаемые полётные коридоры.

 

Для отражения индийского удара Пакистан использовал связку из пакистано-китайских истребителей JF-17 Block III и J-10C, применявших  ракеты класса «воздух-воздух» PL-15E, с дальностью поражения цели – 145 км, а так же самолёты ДРЛО ZDK-03 Karakorum Eagle и Saab 2000 AEW&C.

 

Индия так же, в комплексе применяла истребители Rafale, Су-30МКИ, МиГ-29 и самолёты ДРЛО Beriev A-50EI "Phalcon" и DRDO Netra AEW&CS.

 

Этот бой ряд авиационных экспертов и военных аналитиков оправданно называют крупнейшим воздушным противостоянием в современной истории войн и конфликтов, а я отмечу, что его однозначно проиграла Индия. Причём с треском.

 

Ведь Пакистан смог, правильно выстроив тактику воздушного боя и угроз с земли, не только подавить налёт превосходящего по количеству противника, но и нанести ему потери, отбившие желание продолжать авиационную операцию. Причём Индии был нанесён серьёзный не только военный и репутационный урон, но и финансовый.

 

Дело в том, что когда Индия в 2016 году заключала контракт на приобретение истребителей Rafale, она платила за один самолёт 100 миллионов долларов, плюс оборудование, вооружение и обустройство инфраструктуры в самой Индии. В результате, один самолёт индийскому бюджету обходился в среднем 250 миллионов долларов! И это за самолёт 4-го поколения!

 

В то же самое время Пакистан применял, как выше было упомянуто, JF-17 Block III и J-10C, а это в пределах 30 миллионов долларов, в зависимости от модификации.

 

Таким образом, Индия в воздушном бою против Пакистана, только на Rafale потеряла 750 миллионов долларов.

 

Всё это и поднимает вопрос целесообразности приобретения и содержания крайне дорого авиационного пилотируемого флота, который не оправдывает своего функционала?

 

Кроме того, сложно не вспомнить того факта, что у Индии всегда были проблемы с обслуживанием своих истребителей. Вспомнить хотя бы самый громкий скандал последнего десятилетия, связанный с аудитом состояния индийских Су-30МКИ. Тогда, в ходе проведённой проверки, выяснилось, что из, на тот момент, 210 истребителей Су-30МКИ более 115 были не пригодны к полноценным полётам, либо вообще не работоспособны. В состоянии относительной боеготовности находилось всего 60% от имеющихся на вооружении Индии Су-30 МКИ.

 

Выводы.

 

Воздушный бой в небе над Кашмиром довольно красноречиво показал, что не обязательно иметь количественное превосходство и до гипертрофированного дорогие истребители, а достаточно правильное уплотнение систем ПВО и формирование тактики, навязывающей высокую интенсивность боя, в чём индийская сторона проиграла.

 

Это так же указывает, что в условиях современных, высокоинтенсивных боевых действий, с наличием у противника эшелонированных систем ПВО и дальнобойных высокоточных ракетных систем класса «воздух-воздух» актуальность современной, высокотехнологичной авиации теряется.

 

Точно так же, как в начале полномасштабного вторжения в Украину российские танковые колонны горели от ударов сравнительно недорогих ПТРК «Стугна-П», Javelin, NLAW и прочих, а затем продолжили аннигилироваться ещё более дешёвыми fpv-дронами, что подняло вопрос уместности бронетехники в современной войне, в Кашмире, дорогие и многочисленные индийские истребители показали свою низкую эффективность.

 

Всё больше признаков того, что в войнах будущего нет места классическим типам вооружений.

 

Источник: Мinval.az