Не так давно, буквально в марте, я опубликовал серию материалов о системах ПВО, которые мы могли бы произвести до 2022 года, но так и не смогли этого сделать. По целому ряду причин. И одной из таких систем является зенитно-ракетно-артиллерийский комплекс «Донец», который мне предпочтительнее называть ЗРПК, но это дело вкуса.
Но.
В конце 1990-х, на фоне успешной поставки танков Т-80УД Пакистану в Украине решили, в экспортных целях, создать зенитно-ракетно-пушечный комплекс на базе шасси именно этого ОБТ — «Донец». Причём не стали изобретать велосипед, а разместили на шасси Т-80УД башню от ЗСУ-23-4 «Шилка», с БК – 4 000 выстрелов и пусковыми от ЗРК «Стрела-10М», способными поражать воздушные цели, находящиеся на удалении 5000 м и высоте 3500 м.
Несмотря на то, что на крыше башни осталась антенна
РЛС обнаружения и слежения, вместо старой системы управления огнём машина оснащена новой цифровой компьютерной системой, средствами передачи данных и системой навигации.
Для увеличения внутреннего объёма корпус шасси был сделан
более высоким, по сравнению с танком Т-80У, что отчётливо видно на фото №1 и последующих. Справа в корме — корпуса установлена вспомогательная силовая установка, которая обеспечивает работу всех систем машины при заглушенном основном двигателе.
На дорогах с твёрдым покрытием 35-тонный ЗРПК «Донец» развивал максимальную скорость 65 км/ч, а по пересечённой местности — до 40 км/ч
Для критиков такого решения сразу отмечу. Во-первых, именно такое шасси поставлялось Пакистану, а потому, логичным было его предлагать как основу для ЗРПК для простоты унификации и обслуживания. Во-вторых, функционал ЗСУ-23-4 «Шилка» это прикрытие бронетанковых кулаков на расстоянии от 400 до 500 метров от передней линии, а бронирование «шилок» не гарантировало безопасность экипажу.
В итоге получилось дёшево и сердито, а весьма неплохое шасси Т-80УД предоставляло серьёзный запас прочности для дальнейшего развития проекта. Но, к сожалению, проект не получил «зелёный свет» ни как экспортный вариант, так и не нашёл понимания у тогдашней украинской власти, зачем Украине тяжело-бронированный ЗРПК, при наличие 2К22 «Тунгуска».
Интересным было то, что с самой пушечной компонентой можно было играться и заменить 23-мм АЗП-23 на, например, спарку КБА-1 либо ЗТМ-1.
Но куда интересным было то, что пусковые «Стрела-10М» в будущем могли бы обзавестись ракетами РК-10-ОФ.
Ракеты РК-10 разрабатывались в двух вариациях, как противотанковая, так и противовоздушная, с дальностью поражения цели до 10 км и перспективой увеличения до 12 км, а так же оперирующей на высотах до 3,5 км. В 2021 году прошла презентация этой ракеты в составе ЗРК «Стрела-10».
К сожалению, Украина потеряла возможность получить хорошо бронированный с весьма неплохим шасси на те года, особенно в количественном аспекте, ЗРПК, имевший ещё и задел по дальнейшей модернизации и улучшению средств поражения.
Помимо всего прочего, базой для самоходного ЗРПК «Донец» могли служить шасси танков Т-54/55, Т-62, Т-72.
А теперь, самое интересное…
В мире очень много, на сегодняшний день, невостребованных и пылящихся на складах ЗСУ-23-4 «Шилка», как в боеспособном, так и не совсем состоянии. В свою очередь, у Украины много шасси Т-80/72/64/62/54/55, которые можно адаптировать под потребности для подобного проекта. Почему старое, но актуальное сегодня, вообще не учитывается, в вопросах усиления средств ПВО?
Например, с учётом усреднённой дальности ракетной компоненты «Донца» по высоте 3,5 км и пушечной компоненты в 2-2,5 км для закрытия береговой линии Одессы, протяжённостью около 36 км, понадобилось бы 16-20 ЗРПК «Донец» или, грубо говоря, 4-5 батарей, согласно проекту 1990-х годов… Если говорить про закрытие Харькова, то это до 45 км по полуоси, или 20-24 ЗРПК «Донец» или 5-6 батарей.
А чтобы бы из этого проекта, если бы он был реализован, наши специалисты сделали бы за эти годы и насколько смогли бы повысить его эффективность к 2022 году…
Повторюсь, на сегодня есть страны, где можно в том или ином состоянии купить ЗСУ-23-4 «Шилка», а у Украины и не только у Украины, есть масса невостребованных танковых шасси. Но, помимо этих компонент, в отличие от 1990-х у Украины есть современные технологии, которые из неосуществлённого проекта харьковского завода им. Малышева создали бы одну из лучших ЗРПК…
Но, увы и ах…
Или не, увы и ах, если этим вопросом займутся на местном уровне, а не на уровне тех министерств, где не до конца оценивают возможности и варианты выхода из сложившихся сложных ситуаций? Есть возможность выкупить «Шилки», если возможность установить на шасси и оснастить куда более современной начинкой. Да, это займёт время, но не года, а месяцы. И будет результат. Но на 4-й год войны этого результата мы как не видели, так и не видим, на фоне нарастающей угрозы с воздуха.