В ночь на 19 июля РОВ совершили очередной массированный налёт по территории Украины, в ходе которого было использовано 344 Shahed-136/“Гербера"/“Пародия" из которых нейтрализовано было 314 дронов.
Основные города ударов Павлоград (120 или 200 км от ЛБС или границы), Житомир (450 – 500 км от границы), Одесса (250 км при облёте через Николаевскую область), Харьков, Шостка. Эффективность налёта – 10%.
Этой ночью мы с вами могли наблюдать за тем как российские ударные дроны и имитаторы, в очередной раз пролетали по территории Украины сотни километров и стоит отметить, часть этой всей саранчи была сбита, в том числе и нашими зенитными дронами-перехватчиками. Но, ключевое слово – часть. Но куда более неприятная правда заключается в том, что РОВ сейчас активно изучают методологию применения зенитных-дронов, применение которых, как мы можем видеть, ещё даже не достигло повсеместного масштаба.
Зенитные дроны-перехватчики в нынешних условиях это и вправду очень эффективное средство противодействия российскому террору, но, есть нюанс, оно ситуативное. И это следует признать сегодня, чтобы не кусать, как обычно, локти – завтра.
На сегодняшний день, согласно нашим любимым марафонам, мы нашли уникальное, не имеющее аналогов в мире средство перехвата Shahed-136, базовая идея которого возникла ещё в 2022, но тогда сказали что это "не на часі", точно так же как и по оптоволокным дронам, про которые говорили ещё в августе 2022-го… ОЙ! А как же так?
Но, то такое…
За окном 2025-й а мы продолжаем рефлексировать на то, что через какое-то время окажется малоэффективным, точно так же как, например, мобильные огневые группы, достаточно лишь сменить тактику применения средства террора. И если вы думаете, что РОВ уже не увидели, как это можно сделать в случае с зенитными дронами-перехватчиками, то вы ошибаетесь.
Повторяюсь, на пути следования групп дронов можно активно применять легкомоторную авиацию.
Поэтому, возвращаемся к азам, но уже с цифрами.
Стоимость реактивного дрона оценивается около 2 тыс долларов. Один зенитный дрон сбивает один дрон-камикадзе, с очень высокой долей перехвата. Но, как мы видим, либо в момент подлёта к городу, где имеются посты с ЗДП, либо по маршруту пролёта.
Стоимость часа полёта среднестатистического турбовинтового штурмовика от 500 до 1 000 долларов, а практическая дальность в 1 300 км позволяет вести активное патрулирование и охоту в течение двух часов. В свою очередь, в течение часа один турбовинтовой штурмовик может сбить до 5 и более дронов, особенно когда они идут большой группой до 10 и более целей.
Например, Super Tucano в качестве вооружения может использовать 4 пулемёта 12,7-мм FN Herstal M3, который является модификацией пулемёта Browning M3, с общим боекомплектом 800 патронов (4 по 200).
Прикрытие нескольких направлений, например, как минимум, 3-х, звеньями по 3-4 самолёта позволяло бы такие концентрированные удары купировать в зачатке ещё на подлёте к городам на левом и правом берегу Днепра, не говоря уже о глубоком тылу. То есть, за сотню километров до Киева, Днепра, Кременчука, в определённых случаях – Одессы и тем более Житомира и Хмельницкого, на подлёте ликвидировалась бы значительная часть этих угроз.
То есть, закупка одной эскадрильи (а если двух?) турбовинтовых штурмовиков, с распределением их по звеньям, позволяет работать на упреждение, с возможностью ликвидации минимум 120-140 целей в течение часа-двух на подлёте, с затратами от 6 000 до 12 000 долларов и расходом на БК, причём в условиях когда противник изменением тактики или модернизацией своих дронов-камикадзе не сможет такие группы поставить в условия снижения эффективности. Авиация будет эффективна всегда.
Но, сегодня над Одессой снова летали реактивные истребители и жужжали зенитные дроны-перехватчики, уже сейчас демонстрирующие слабые стороны, которыми начинают пользоваться РОВ. А в социальных сетях, разного рода "эксперты" средней ноги, рассказывают о том, что идея легкомоторной авиации бессмысленна и глупа.
Грабли, грабли, грабли… бесконечные грабли. За окном вторая половина 2025 года.