Главной темой последних недель в двухсторонних отношениях США и Украины оставалась и, пожалуй, будет ещё долго оставаться сделка между странами, относительно совместной добычи редкоземельных металлов и прочих ресурсов, с организацией соответствующего фонда послевоенного восстановления Украины. Этот документ, в настоящее время существующий в виде соглашения, вызвал множество споров и дискуссий, с таким же множеством мнением о том, кому он больше выгоден, Киеву или Вашингтону.
Что же, следует в этом разобраться более последовательно, не забывая, что несмотря на горячие дискуссии, это лишь начальный этап двусторонних отношений в области совместной добычи ресурсов.
Когда в 2024-м году на выборах президента в США победил Дональд Трамп, многие из экспертов оказались в несколько тупиковой ситуации, не зная как комментировать столь неоднозначный выбор американских граждан, но главное, как прогнозировать коммуникацию с новым, непредсказуемым лидером страны со статусом гегемона. Я же тогда, постарался расставить сразу точки над "i", отметив, что с Дональдом Трампом не будет работать классическая дипломатия. С ним следует вести диалог как бизнесменом, причём напористый и агрессивный. И одной из тем этого диалога, который может склонить 47-го президента США на сторону Украины, может быть тема восстановления Украины и совместного освоения месторождений.
Я не скрою, что рад тому, что правительство Украины пошло именно по этому пути – не по проторённой, но сейчас не применимой дорожке классической дипломатии, а по пути заключения с Дональдом Трампом большой сделки.
Но, не стоит думать, что все радужно на этом пути и, как и везде, имеются как плюсы для Украины, так и неприятные подводные камни.
Плюсы большой сделки.
Для сохранения поддержки со стороны США, Украине следовало, что-то предложить новой администрации, от чего они не смогли бы отказаться. И с учётом нацеливания Дональда Трампа на экономическую войну с Китаем, как основную задачу его второй каденции, вопрос ресурсов для Белого дома был как никогда чувствительным. Ведь именно благодаря Украине США могут в этом будущем экономическом противостоянии диверсифицировать поставки редкоземельных металлов.
Кроме того, на территории Украины имеются не только те ресурсы, которые добываются, но и которые, из-за отсутствия соответствующих технологий пока остаются в недрах нетронутыми. В первую очередь речь идёт о месторождениях сланцевого газа.
Предварительно оцениваемые объёмы сланцевого газа на территории Украины составляют 3,6 трлн. кубометров, что делает их третьими в Европе. Сосредоточены запасы на двух крупнейших месторождениях – Юзовском в Донецкой и Харьковской областях и Олесской площади на Западной Украине.
До 2014 существовал совместный проект с США по перспективной добыче сланцевого газа в Украине, но гибридное вторжение России в Крым и в Донецкую и Луганскую области отпугнуло инвесторов. В свою очередь, перспектива этой добычи сейчас становится всё более реалистичной, в контексте новой сделки.
Помимо этого, Украина обладает обширными залежами редкоземельных металлов, объёмы которых оцениваются в 15 триллионов долларов.
Главным препятствием по добыче всех этих ресурсов является то, что немалая часть из них находится либо на временно оккупированных территориях, либо вблизи нынешней линии боестолкновений. И если США намерены совместно добывать с Украиной ресурсы, то для начала необходимо освободить те территории, где эти месторождения особо привлекательны.
Фактически, Украина покупает помощь США и стремится сделать Вашингтон не просто максимально заинтересованным, но и зависимым в рамках заключённой сделки в вопросах поддержки и обеспечения нашей страны всем необходимым для достижения главной цели – победы.
Но, как я и говорил выше, есть и подводные камни, добавляющие дёгтя.
Подводные камни большой сделки.
Безусловно, Дональду Трампу понравилась идея совместной добычи ресурсов, но при этом он захотел всё и сразу, предоставив Киеву пробный документ, с кабальными условиями, от которого президент Украины наотрез отказался.
Тогда же началась работа над согласованием пунктов документа, которое больше походило на торг двух сторон, а Дональд Трамп позволял себе крайне возмутительные высказывания в адрес Владимира Зеленского, называя его «диктатором». Любого политика, дипломата, такое поведение возмутило бы, но опять-таки – Дональд Трамп не политик и не дипломат, а его риторика представляла собой форму морально-психологического давления на оппонента в ходе подписания сделки.
Тем не менее, заявления президента США оказали ровным счётом противоположный эффект, объединив украинцев вокруг своего президента, чего не ощущалось с 2022 года, а уточнение документа продолжилось, и он был доведён до вполне приемлемого вида, хотя до сих пор в нём отсутствует конкретное описание гарантий безопасности.
И вот, на встрече с премьер-министром Великобритании Киром Стармерор, на вопрос считает ли Дональд Трамп по-прежнему Владимира Зеленского «диктатором» тот ответил: «Не могу поверить, что назвал президента Зеленского диктатором»… После чего пообещал помочь Украине отвоевать как можно больше территории.
Казалось бы, это позитивный момент, разворот на 180 ° на пользу Украине, но это не совсем так. Это лишь подтверждает уровень непредсказуемости в действиях 47-го президента США и отсутствие стабильности и уверенности в двусторонних отношениях.
Да, сейчас Украина смогла выстроить отношения с США на уровне взаимовыгодном фундаменте, но не забываем, что Дональд Трамп изначально хотел всё, сразу и с минимальной, если не говорить больше — нулевой отдачей. Это говорит о том, что ближайшие 4 года будут максимально непростые и непредсказуемые, что только подчёркивает степень турбулентности во внутренней и внешней политике США.
Кроме того, в нынешнем документе присутствует пункт, дающий США контроль за принятием решений в рамках организуемого фонда, который будет регулироваться с учётом американских законов, что несколько диссонирует, с учётом урегулирования такой коллизии с украинским законодательством.
Выводы.
Дональд Трамп, крайне неоднозначно высказывавшийся о будущем Украины в контексте двусторонних отношений двух стран, сейчас разительно меняет свою риторику. В первую очередь это связано именно со сближением сторон в вопросах совместной добычи ресурсов в Украине и организации фонда, в равных долях, который и будет наполняться за счёт совместного высвобождения месторождений.
Но до сих пор нет определённости относительно гарантий безопасности от США, которые не только позволят спокойно вести совместный бизнес, но и вернуть Украине оккупированные Россией территории. То есть, сам по себе документ приставляет в больше степени собой экономического характера соглашение, что не добавляет определённости в военный аспект.
С другой стороны, прекрасно известно, что там, где присутствуют бизнес-интересы США, особенно с долгосрочными перспективами, там всегда имеет место и милитарного характера поддержка. Заключить настолько заманчивую сделка и тут же её пустить по ветру – это не про США и тем более не про Дональда Трампа, но пока без конкретики.
Так же вызывает вопрос форма контроля со стороны США, с возможностью реформирования и регулирования согласно американскому законодательству, что может привести к пересмотру формы управления государственными предприятиями.
Но, что больше всего настораживает, это непредсказуемый характер управления Дональдом Трампам, под которое придётся адаптироваться куда чаще, нежели при размеренном и неторопливом руководстве Джозефа Байдена.
Источник: Мinval.az