На этой неделе было классное и нужное совещание у Дмитрий Дубилет.

Тема: KPI для губернаторов и ОГА.

Параллельно похожий документ мы пишем сейчас в Институте будущего для всех органов местного самоуправления.

Внятных критериев их оценки не существует. Многие параметры, по которым их оценивали ранее, не находятся в прямом и непосредственном их влиянии.

Ну, например. Уровень средней зарплаты по области. Как на него влияет губернатор и ОГА. По-большому счету никак.

Или уровень задолженностей по заработной плате. Большая часть такой задолженности — это гос. предприятия. Но именно те, которые ОГА не подчиняются. Как на снижение уровня задолженности может повлиять губернатор? Единственным совковым способом — собрать такие предприятия в ОГА и долго кричать на них, бить кулаком по столу и требовать задолженность погасить. Поможет? Конечно, нет. Долги по зарплате от ударов губернатора даже головой об стенку не гасятся. Ну, разве что из жалости. К стенке.

Вот еще прикольный параметр. Уровень иностранных инвестиций. Инвестиции условного ГОКа или Арселора не зависят от губернатора, кроме случаев, когда он совсем не в себе, и звонит их собственниками или топ-менеджменту по паре раз на день с «просьбами» заплатить больше налогов, выделить деньги на что-то или угрозами прислать какую-нибудь проверку. На самом деле, кстати, никакую проверку он прислать не может.

Но спросите любого губернатора сколько инвестиций в области появилось именно благодаря его работе и работе ОГА — ответят максимум пару человек.

Еще важный вопрос по каким показателям — абсолютным или относительным — всех оценивать.

Условная Днепропетровская область и какой-то показатель 1 000 единиц. Условная Хмельницкая область и какой-то показатель 100 единиц. В следующем периоде 1 100 у Днепропетровской и 300 у Хмельницкой. Лидер не изменился, но рост в первом случае 10%, а во втором в 3 раза.

Из тех показателей, которые понятны для оценки губернаторов и на которые они влияют. Т.е. то, что зависит от их профессионализма и качества их менеджмента.

По сути, это те приоритеты, которые должны быть у губернаторов постоянно и над которыми они должны работать.

Например.

Какой процент собственных доходов областного бюджета идет в бюджет развития. В каждой области часть нескольких налогов остается и идет в областной бюджет. На что она тратится? На замазывание дырок и всевозможные текущие и ямочные ремонты, повторяющиеся из года в год? На зарплаты раздутых аппаратов? Или на капитальные расходы — новые школы, больницы, дороги и т.д. Чем больше денег направляется в бюджет развития, тем больше ранее оптимизировано все лишнее и неэффективное.

Какой процент потребления газа был замещен альтернативными источниками? Сколько котельных на альтернативных видах топлива открыто в области? Точнее какова их суммарная мощность? Влияет на это ОГА. Да.

Сколько километров дорог капитально отремонтировано. А скорее какой их прирост. Капитально — ключевое слово.

Капитальные расходы областного бюджета в пересчете на 1 000 жителей.

Уровень перевыполнения Областного бюджета. Интересный показатель. Уверен, как и многие, что грамотное бюджетирование — основа всего. Если бюджет выполнен на 127%, то это означает не что хорошо сработали — налоги собирает ДФС, а не ОГА, а означает, что плохо забюджетировали, тем самым не верно изначально оценив собственные ресурсы.

Количество детей в очереди в детские садики. Потому что ОГА может и должна строить новые детские садики.

Количество детей-сирот и детей, лишившихся родителей, живущих в приемных семьях, Малых Групповых Домах и Детских Домах Семейного Типа. Потому что дети не должны жить в интернатах. И в силах ОГА сделать это.

Количество школ, 100%-но доступных для детей с особыми потребностями. Или их процент.

Уровень конкурентности в торгах, где заказчиком является ОГА или ее структурные подразделения. Тут все просто. Исключительно абсолютный показатель, показывающий открытость торгов.

При этом, скорее всего должен быть базовый набор из нескольких показателей и отдельные для некоторых областей, имеющих свою специфику, чтобы не сравнивать в итоге несравнимые вещи.

На совещании у Димы были интересно наблюдать за столкновением двух концепций — нашей с Димой, в которой мы уверены, что возможно всё и во всем должен быть Здравый Смысл, и концепцией некоторых многолетних чиновников, свято верящих в исторические догмы. При этом, как мне показалось, многие из них в результате точку зрения на более современную поменяли.

Но этот пост не о свершившемся факте, что все уже решено и все придумано, а о том, что истина всегда рождается в дискуссии тех, кому как и нас с Димой и всеми, кто был на этом совещании, не все равно.

Поэтому, будем рады вашим предложениям в комментариях — по каким показателям Вы бы оценивали губернаторов и ОГА? Критерий один — на этот показатель губернатор и ОГА должны иметь непосредственное влияние. Т.е. в результате управленческих решений они должны этот показатель менять.

Надеюсь, холивара в комментариях не случится и все будет корректно ))

#Не_Ной_А_Строй