Новая Верховная Рада соберется меньше, чем через месяц. И ее вызовы не сильно изменятся в сравнении с предыдущей.
На ближайшие 5 лет для страны вторжение и оккупация и, как следствие, потеря Независимости, останутся проблемой номер один. Но все больше способность Украины сопротивляться и побеждать будет зависеть от соперничества экономик и бизнес-моделей построения государства.
К сожалению, прошлый состав Рады оказался неспособен провести сколько-нибудь глобально значимые экономические реформы. Масса прогрессивных, важных и нужных законов годами пылилась в комитетах Рады. Тому отдельными экспертами уже найдена масса «объяснений» — плохой президент, плохие премьеры и Кабмины, народ не тот. Но, если быть до конца честными, сама Рада была на это не способна. В силу массы противоречивых интересов групп влияния внутри парламента и почти каждой фракции.
В итоге ни земельной реформы, ни реальной крупной приватизации, ни налогового или регуляторного прорыва не случилось.
Три фракции в новой Верховной Раде декларируют свою приверженность экономическим реформам.
Что они могут сделать? Сейчас они могут сделать практически все. Но для Рады и будущего Кабмина я бы выделил несколько субъективных экономических приоритетов. Про неэкономические в другой раз.
1. Земельная реформа как наиболее доступный инструмент инвестиционного прорыва. При этом не особо важно какая модель рынка земли будет выбрана. В любом случае это приведет к формированию огромного рынка с массой игроков, понятным активом с ясной ценностью и добавленной стоимостью. Давайте признаем честно — рынок земли в Украине и так есть. Но он полностью в тени. Все, что нужно сделать, легализовать то, что и так функционирует.
2. Большая приватизация. Тут вообще все просто. Меньше коррупции. Меньше неэффективности. Меньше олигархических и политических войн за контроль за госсобственностью. Сужение поля политической коррупции. За государством — стратегическое. За частным бизнесом все остальное.
3. Выведение экономических правонарушений из подследственности СБУ и Полиции. Создание специальной службы финансовых/экономических расследований. Тут и комментировать нечего. Я понимаю, что любой, кто приходит в СБУ или в МВД сталкивается с чудовищным соблазном, потому ждать инициативы от них сложно. Но Рада как независимый орган законодательной власти вполне может внести нужные правки и коррективы
4. Защита инвесторов. Каждый инвестор, заходящий сегодня в Украину в первый раз или реинвестирующий в крупный проект — настоящий герой. Внутренний это инвестор или внешний — разница небольшая. Но каждая инвестиция должна получать защиту от рэкета или произвола того или иного регулятора. На основе нашего опыта, могу сказать: сопровождать инвестора и давать ему «зеленую карту» для эффективной работы — вполне в силах и законодательной, и исполнительной власти. Важно сделать все, чтобы это происходило автоматически, а не в ручном режиме.
5. Инфраструктурный прорыв на уровне законов и нормативов. Про реформу управления дорогами уже писал и напишу еще. Но тут речь идет о дерегуляции и демонополизации всего рынка перевозок. Если порты, дороги — автомобильные и железные, аэропорты и аэромаршруты перестанут быть полем коррупции и монополизма, украинская экономика получит максимальный стимулирующий эффект. К тому же, ускорится формирование единого культурного и общественного пространства. Потому что когда из конца в конец страны невозможно доехать не потеряв по пути колеса, о каком единстве может идти речь?
6. Легализация игорного бизнеса. Да, может, неожиданно, но тут комплекс причин. Во-первых, меньше теневого бизнеса — меньше коррупции в политике и правоохранительных органах; во-вторых, больше налогов в бюджеты всех уровней; в-третьих, меньше бесконтрольного и социально опасного формата этих заведений и в-четвертых, как и в случае с рынком земли, давайте не будем закрывать глаза и рассказывать, что игорного бизнеса в стране нет.