Децентрализация — фундаментальная реформа, на которую, как на нитку, нанизываются все прочие реформы: образования, здравоохранения, социальной сферы, реформа управления дорогами, публичные закупки.

Все реформы, направленные на решение внутренних проблем страны не будут достаточно эффективны без завершения реформы децентрализации.

В конце концов, сила страны – это совокупная сила ее регионов, областей, городов, районов и ОТГ. И конкуренция между ними. За инвесторов, за людей, за специалистов и за технологии.

Мы еще в Днепропетровской ОГА неоднократно писали о том, что важно устранить дуализм управления, который сейчас существует на региональном и местном уровне.

Когда идея создания префектов впервые начала курсировать в 2015-2016 годах, мы подумали, что наконец-то мы уйдем от системы управления, которая сложилась еще в УССР. Когда центр назначает главу ОГА, который по факту должен или «прогибаться» под местные элиты и областных депутатов, или прогибать их. И лишь в редчайших случаях, например, как с Командой Резниченко в Днепропетровской ОГА, находить внутренний баланс, основанный на здравом смысле. И работать в итоге конструктивно.

Почему эффективность так редко сопровождает работу обладминистраций и райгосадминистраций? Почему облсоветы и райсоветы, за крайне редким исключением как, например, в Днепропетровской области, постоянно «ни о чем»?

Потому что не может быть эффективности без сверхусилий там, где одни органы власти дублируют или замещают собой другие, где совет — не совет, а клуб депутатов по интересам. И без завершения реформы децентрализации это будет, практически всегда, именно так.

Что даст доведение реформы до конца?

Объединенные громады, городские и областные советы сосредоточат в своих руках всю полноту власти. И ответственности. Уже не будет возможности кивать на плохих исполнителей из Киева или злую волю центральной власти. Большая часть бюджета уже в их распоряжении, чего не скажешь про полномочия. При этом за центральной властью останется возможность контроля и защиты конституционного строя, роль направляющего и регулирующего тренера.

Кто будет исполнять волю советов, которые выбирают граждане? Исполкомы этих советов на уровне города, громады, области и района. И обладминистрации и райадминистрации для этого не нужны.

Кто будет контролировать законность и конституционность их деятельности? Префектура и правоохранительные органы.

Кто будет отвечать за каждую локальную дорогу, школу, садик? Мэр, глава исполкома или местный депутат.Все они избраны жителями конкретной территории. И спросить с них проще, чем с назначенного губернатора. Не важно, хороший он или плохой.

Что нужно, чтобы эта реформа заработала?

Первое. Знания и умения. Навыки и обучение.

Учить надо всех. Депутатов облсоветов, горсоветов, советов районов и громад. Местных чиновников. Местных активистов. И, конечно, рядовых граждан. Базовым знаниям как работает государство и органы власти. Чем никто раньше не занимался. Здесь мало усилий наших европейских и американских партнеров из U-Lead, DESPRO, DOBRE. Нужен обмен опытом между успешными региональными менеджерами. Необходимо обучение в лучших бизнес-школах.

Второе. Желание центральных органов власти делиться властью, полномочиями, ответственностьюи деньгами. Важно, чтобы Минфин, Мининфраструктуры, Минсоцполитки, другие министерства и ведомства не нарушали своих же планов и деклараций относительно децентрализации. Чтобы за полномочиями всегда шли источники финансирования и полномочия. И, конечно, ответственность. Тогда все заработает.

Третье. Время. Эффективно государство у нас работатьне привыкло. Тоже самое относится к органам местного самоуправления. Мы наблюдаем, как отдельные громады и города уже эффективно управляют ресурсами и деньгами. Контролируют качество услуг. Качество строительства. Но этот процесс требует времени и набитых шишек. Ошибочных выборов и посаженных коррупционеров.

Чем больше будет первого и второго, тем меньше потребуется третьего.

Если завершить реформу децентрализации в 2020-м году и провести местные выборы уже в новых условиях, то к концу новой каденции местных советов качество управления территориями улучшится кардинально. Как и качество инфраструктуры даже в самых отдаленных селах и городах.

Сейчас все это — завершение децентрализации и закрепление реформы в Конституции — во власти нового парламента. Будем надеться, что депутатам хватит мудрости завершить эту стратегически важную реформу, которую поддерживают все стратегические союзники Украиныв ЕС, США и Канаде. И миллионы украинцев, которые уже ощутили на себе преимущества первого этапа децентрализации.

Украинцы могут эффективно самоорганизовываться и самоуправляться. Два Майдана и выборы этого года это наглядно показали. Надо лишь время, возможность и, самое главное, желание научиться ответственности за происходящее за своим окном на практике.