site.ua
топ-автор

Децентрализация - фундаментальная реформа, на которую, как на нитку, нанизываются все прочие реформы: образования, здравоохранения, социальной сферы, реформа управления дорогами, публичные закупки.

Все реформы, направленные на решение внутренних проблем страны не будут достаточно эффективны без завершения реформы децентрализации.

В конце концов, сила страны – это совокупная сила ее регионов, областей, городов, районов и ОТГ. И конкуренция между ними. За инвесторов, за людей, за специалистов и за технологии.

Мы еще в Днепропетровской ОГА неоднократно писали о том, что важно устранить дуализм управления, который сейчас существует на региональном и местном уровне.

Когда идея создания префектов впервые начала курсировать в 2015-2016 годах, мы подумали, что наконец-то мы уйдем от системы управления, которая сложилась еще в УССР. Когда центр назначает главу ОГА, который по факту должен или «прогибаться» под местные элиты и областных депутатов, или прогибать их. И лишь в редчайших случаях, например, как с Командой Резниченко в Днепропетровской ОГА, находить внутренний баланс, основанный на здравом смысле. И работать в итоге конструктивно.

Почему эффективность так редко сопровождает работу обладминистраций и райгосадминистраций? Почему облсоветы и райсоветы, за крайне редким исключением как, например, в Днепропетровской области, постоянно «ни о чем»?

Потому что не может быть эффективности без сверхусилий там, где одни органы власти дублируют или замещают собой другие, где совет - не совет, а клуб депутатов по интересам. И без завершения реформы децентрализации это будет, практически всегда, именно так.

Что даст доведение реформы до конца?

Объединенные громады, городские и областные советы сосредоточат в своих руках всю полноту власти. И ответственности. Уже не будет возможности кивать на плохих исполнителей из Киева или злую волю центральной власти. Большая часть бюджета уже в их распоряжении, чего не скажешь про полномочия. При этом за центральной властью останется возможность контроля и защиты конституционного строя, роль направляющего и регулирующего тренера.

Кто будет исполнять волю советов, которые выбирают граждане? Исполкомы этих советов на уровне города, громады, области и района. И обладминистрации и райадминистрации для этого не нужны.

Кто будет контролировать законность и конституционность их деятельности? Префектура и правоохранительные органы.

Кто будет отвечать за каждую локальную дорогу, школу, садик? Мэр, глава исполкома или местный депутат.Все они избраны жителями конкретной территории. И спросить с них проще, чем с назначенного губернатора. Не важно, хороший он или плохой.

Что нужно, чтобы эта реформа заработала?

Первое. Знания и умения. Навыки и обучение.

Учить надо всех. Депутатов облсоветов, горсоветов, советов районов и громад. Местных чиновников. Местных активистов. И, конечно, рядовых граждан. Базовым знаниям как работает государство и органы власти. Чем никто раньше не занимался. Здесь мало усилий наших европейских и американских партнеров из U-Lead, DESPRO, DOBRE. Нужен обмен опытом между успешными региональными менеджерами. Необходимо обучение в лучших бизнес-школах.

Второе. Желание центральных органов власти делиться властью, полномочиями, ответственностьюи деньгами. Важно, чтобы Минфин, Мининфраструктуры, Минсоцполитки, другие министерства и ведомства не нарушали своих же планов и деклараций относительно децентрализации. Чтобы за полномочиями всегда шли источники финансирования и полномочия. И, конечно, ответственность. Тогда все заработает.

Третье. Время. Эффективно государство у нас работатьне привыкло. Тоже самое относится к органам местного самоуправления. Мы наблюдаем, как отдельные громады и города уже эффективно управляют ресурсами и деньгами. Контролируют качество услуг. Качество строительства. Но этот процесс требует времени и набитых шишек. Ошибочных выборов и посаженных коррупционеров.

Чем больше будет первого и второго, тем меньше потребуется третьего.

Если завершить реформу децентрализации в 2020-м году и провести местные выборы уже в новых условиях, то к концу новой каденции местных советов качество управления территориями улучшится кардинально. Как и качество инфраструктуры даже в самых отдаленных селах и городах.

Сейчас все это - завершение децентрализации и закрепление реформы в Конституции - во власти нового парламента. Будем надеться, что депутатам хватит мудрости завершить эту стратегически важную реформу, которую поддерживают все стратегические союзники Украиныв ЕС, США и Канаде. И миллионы украинцев, которые уже ощутили на себе преимущества первого этапа децентрализации.

Украинцы могут эффективно самоорганизовываться и самоуправляться. Два Майдана и выборы этого года это наглядно показали. Надо лишь время, возможность и, самое главное, желание научиться ответственности за происходящее за своим окном на практике.

yuriy.golyk
Юрий Голик

Коментарі доступні тільки зареєстрованим користувачам

вхід / реєстрація