Четыре месяца назад стартовала самая знаковая реформа в строительной отрасли Украины за все время ее существования. 13 марта Кабмин принял решение ликвидировать Государственную архитектурно-строительную инспекцию (ГАСИ), а полномочия ее передать трем новосоздаваемым органам.
До конца текущего года, функции и полномочия, которые до этого дня были сосредоточены в одном ведомстве, теперь будут разделены между тремя различными госинститутами и органами местного самоуправления.
К 1 января 2021 года вместо ГАСИ должны быть созданы и укомплектованы персоналом:
1) Государственная сервисная служба градостроительства – ГССГ, которая будет выполнять регистрационные функции в области строительства;
2) Государственное агентство по техническому регулированию – ГАТР, в чьем ведении будут пребывать вопросы реформы параметрической системы и обновления СНиПов и еврокодов;
3) Государственная инспекция градостроительства – ГИГ, что оставит за собой функции надзора и контроля за процессами в строительстве.
Итого, в теории: основополагающими принципами реформирования ГАСИ являются:
это разграничение функций;
децентрализация;
демонополизация.
Как это будет обеспечено на практике, пока не очень понятно, но… не смотря на коронакризисные ограничения, реформа – идет, а эти самые новые органы постепенно формируются. Так, из трех органов, которые по плану реформы должны взять на себя функции ГАСИ, на данный момент уже создана и функционирует Государственная инспекция градостроительства, руководителем которой стал Юрий Васильченко. Его назначение стало вполне логичным шагом со стороны КМУ, так как обеспечивало преемственность в управленческих функциях и… именно он, в последнее время является «рупором реформы», публично поясняя, что почему и для чего делается. Хотя… опять-таки, теоретически, этим должен был бы заниматься профильный министр…
И, в своем недавнем интервью сайту «Киеввласть», Васильченко достаточно подробно поясняет логику реформы и ее несомненные плюсы. Что и не удивительно, ведь о рисках реформирования активно рассуждают ее противники.
Напомню, что именно из-за сверхцентрализации и монопольного положения в ГАСИ надзор практически не работал, а основное сопротивление реформированию как раз и было вызвано монопольным ее положением, которое было очень удобно разного рода махинаторам. И, как поясняет глава ГИГ, в процессе реформирования должен усилиться контроль за строительством непосредственно на страйплощадках. Согласно изменениям, вносимым в функицонал ГИГ, если раньше инспектор не мог провести проверку без присутствия субъекта градостроительства – заказчика строительства или его уполномоченного представителя, что и позволяло недопускать инспекторов на объекты, то сейчас для инспекции будет достаточно присутствия представителя органа местного самоуправления (ОМС).
Кроме того, произойдут изменения и в нормативно-правовом обеспечении работы отрасли. В частности, представленные предложения в Минрегион по изменению законодательства, в первую очередь, заключаются в усилении ответственности сертифицированных специалистов (проектировщиков, специалистов технадзор и др.). Например, за выявленное повторное нарушение такой специалист не сможет заниматься своей деятельностью в течение календарного года.
Также, требует урегулирования момент относительно сроков выдачи документов: на сегодня, в законодательстве определен общий срок рассмотрения документов, однако не указан срок передачи документов от ЦНАП в орган местного отделения государственного архитектурно-строительного контроля. Поэтому существует коллизия, которая дает возможность на местном уровне тормозить эти процессы. Решить это не так уж и сложно, регуляторный механизм следует настроить таким образом, чтобы ЦНАП передавал документы в местный орган государственного архитектурно-строительного контроля в течение суток. И сделать это в обязательном порядке.
С целью предотвращения коррупционных рисков, планируется дать возможность заказчику строительства право самому решать куда подавать документы на получение права выполнения строительных работ или в центральный орган исполнительной власти — ГССГ, или в местный орган. И контролироваться строительство тогда будет или из Киева или на уровне местного отделения ГИГ. В свою очередь, территориальные органы ГИГ создаются как отдельные юридические лица, это облегчит процесс проверок в случае жалоб.
Как можно понять из текста интервью, в процессе реформирования планируется ряд изменения в кадровой политике, опять-таки, с целью снизить коррупционные риски. Так, из ГАСИ в новые структуры будут переведены не более 30% кадров. Почему бы не уволить всех? – а тогда будет работать, ведь увольнение всех сотрудников ГАСИ до того, как проведены рыформы и заработал новая система – это равносильно моментально остановке строительства по всей Украине. Да и о выплатах увольняемым забывать не стоит. Выполнение норм КЗоТ обойдется госбюджету в изрядную копеечку, учитывая то, что в ГАСИ 1017 сотрудников (по штату), а при увольнении каждому положен приличный компенсационный пакет. Да, и еще, в ГИГ, к примеру, количество тех сотрудников, кто будет осуществлять внутренний антикоррупционный мониторинг и контроль будет 9 из 660 (согласно штатному расписанию), в то время как в ГАСИ, к примеру, был только 1 на 1017… то есть в пропорциональном соотношении – в 20 раз меньше.
И напоследок, о статистике и коронавирусе. На данный момент существует определенный дисбаланс между данными о реальных завершенных строительствах жилых объектов и данными о количестве выданных сертификатов о готовности к эксплуатации. Происходит это потому, что статистика не учитывает ситуацию с коронакризисом и особенносятми переходного периода, связанного с ликвидацией ГАСИ. Повторюсь, это не следствие реформы, а издержки переходного периода и сложности, связанные с работой бизнеса в период карантинных ограничений, введенных Кабмином буквально за день до упразднения ГАСИ.
Можно утверждать, что реформа ГАСИ проходит период введенного в Украине режима чрезвычайной ситуации в связи с угрозой эпидемии коронавируса. И… только в 1 квартале 2020 года около 236,5 тысяч квадратных метров жилья ожидали решения ГАСИ на ввод в эксплуатацию У нас и так в экономике проблем выше крыши. Часть из них, как раз и должны быть решены вследствие реформирования систему государственного архитектурно-строительного контроля. И реформа не повод блокировать ввод в эксплуатацию жилых домов.