Как верно подметил Павел Вернивский, у наших политиков принято мельчайшие «пэрэмоги» подавать как некие грандиозные достижения, а вот глобальные просчеты либо обходить своим вниманием, либо отрицать что таковые вообще есть.

К примеру, сейчас активно муссируется в СМИ тезис о том, что Украина стала одним из лидеров экспорта мёда, которого экспортировали аж на 40 млн дол. До этого гордились тем, что в Украине за 5 лет открылось 200 заводов. Причём эти достижения подавались первыми лицами страны. И мало кто обращал внимание на факты, которые упорно твердили о следующем:

- Украина продает на экспорт мёд, как сырье и не продает продуктов его переработки (то есть мы теряем десятки миллионов долларов из-за того, что не развиваем собственную перерабатывающую промышленность)

- 100% из «открытых 200 заводов» — это мелкие ремесленные и сборочные цеха, в которых работает несколько десятков человек. И назвать их заводами… мягко говоря, преувеличение.

И вот все бы ничего, небольшие победы это лучше, чем крупные поражения, но когда такие «предметы для гордости» поднимаются на флаг одновременно с тем, что страна теряет 20 млрд долларов экспорта из-за непредсказуемой налоговой политики, то гордиться 40 млн долларов от экспорта мёда, то это выглядит смешно. Да, для среднестатистического среднестатистического украинца и 40 млн это большая сумма. Но, к примеру, для президента страны, которая экспортирует товаров на 40-50 млрд долларов в год, 40 млн это как бы повод для акцентирования внимания. Особенно на фоне того, что регистрируемые в парламенте и принимаемые пропрезиденстким большинством законы содержат риски сокращении экспортных поступлений на треть и способствуют оттоку капиталов из страны.

В частности, на данный момент, само появление в парламенте законопроектов №1210 и №1210-1 практически полностью остановили все инвестиции в Кривом Роге из-за неопределенности со стоимостью сырья для производства металла. А «Арселор Миттал Кривой Рог», впервые за годы своей работы в Украине, полностью выводит дивиденды из страны (11 млрд грн), а не реинвестирует их в развитие производства, что предприятие делало все предыдущие полтора десятка лет.

Рост налоговой нагрузки (предусмотренный законопроектом №1210) и предоставление фискалам практически неограниченных коррупционных возможностей (заложено в нормы законопроекта №1210-1) уже стали объектом осуждения со стороны бизнеса и международных аудиторов. В частности, свою позицию относительно вредоносности идей вышеупомянутых законопроектов отметили в Price Waterhouse Coopers. Если же нардепы не доверяют по каким-либо причинам аудиторам PWC, то что им мешает выбрать любую другую известную аудиторскую компанию для проведения независимой экспертизы? Кстати, таковую согласны оплатить представители отраслевых ассоциаций металлургов.

Повторюсь, но на данный момент, нардепам имеет смысл:

- отозвать законопроекты №1210-1 и №1210

- провести аудит и экспертное обсуждение его итогов

- подготовить, с учетом замечаний и предложений новые тексты законопроектов и, только после всеобъемлющих расчетов, подкрепленных международной экспертизой, можно выносить новый законопроект на обсуждение рабочей группы.

Также обращаю внимание на то, что после принятия 4 октября законопроекта №1049 (гарантирует рост цен на сигареты на 18%) о своих намерениях закрыть свои украинские фабрики сообщили четыре международных табачных компаний – British American Tobacco (BAT), Philip Morris International (PMI), Japan Tobacco International (JTI) и Imperial Tobacco (IT). В прошлом году они заплатили только прямых налогов в сводный бюджет Украины – 48 млрд грн! И эти деньги предлагается спокойно потерять?!?

Может ли президент противостоять давлению фискалов на бизнес? – да, может. В данном случает всего-навсего от него потребуется для этого ветировать принятый законопроект. Сделает ли он это, вот в чем вопрос…