Грубоватый, не претендующий на лавры шедевра, просто и без каких либо художественных изысков скроенный брутальный ирландский вестерн. Лютое бескомпромиссное кино, у которого есть чему поучиться всем желающим снять действительно стоящую картину про Голодомор.
1847-й год. Самый страшный год Великого голода в Ирландии. На родину
возвращается дезертировавший из колониальной армии солдат — Фиини (Джеймс
Фрешвилл).
Почти вся его семья мертва, а оставшихся посреди суровой зимы выселяет погибать
на холод их лендлорд (землевладелец).
Фиини не намерен подобное терпеть, и не собирается никого прощать. Опытный
солдат берет в руки оружие…
На поимку дезертира-мстителя отправляют его бывшего командира, выпущенного ради
этой мисси из тюрьмы (Хьюго Уивинг).
Знакомый от которого узнал о фильме очень метко сказал — "Black '47' это
„Гіркі жнива“ которые мы заслужили.
Все так. Аналогии с позапрошлогодней канадско-украинской картиной так и
напрашиваются.
Конечно да, я понимаю что нельзя поставить знак „равно“ между Великим голодом в
Ирландии и Голодомором в Украине.
В первом случае трагедия была вызвана по большей части объективными причинами:
погибший урожай картофеля и аномально холодная зима. Пренебрежительная
политика местной администрации и бесчеловечность английских землевладельцев
лишь усугубили ситуацию.
Корона и столичные британские власти пытались исправить происходящее, но
сделали, очевидно, недостаточно.
Итог — в результате голода погибли сотни тысяч человек, а волна эмиграции
навсегда изменила не только потерявшую 30% населения Ирландию, но и США, куда
они перебрались.
В случае Голодомора количество жертв уже исчисляется не сотнями тысяч, а
миллионами, и никаких объективных причин для голода не было. Только
искусственные, только чудовищная, преступная политика коммунистов.
Тем ни менее между событиями есть много параллелей.
И сегодня как для украинцев, так и для ирландцев эти трагедии стали важной
частью национальной памяти и сознания. Причем в Ирландии тема Великого голода
тоже является очень острой и дискуссионной.
Кто-то называет голод „Ирландским Холокостом“ и обвиняет англичан в геноциде. Другие — природным бедствием с последствиями которого власти плохо справились.
Темой спекулируют многие политические силы, она вызывает противостояние в
обществе, а отношение на официальном уровне может меняться в зависимости от
политической ситуации. В общем, все до боли знакомо и узнаваемо.
И вот, с промежутком в год выходят два фильма: „Гіркі жнива“ и 'Black "47". Получился исключительно наглядный пример демонстрирующий как подобное кино снимать следует, а как нет.
Увы, несмотря на внушительный бюджет в 20 млн $, и младшего Айронса в главной роли… Несмотря на все нарисованные в лондонской студии красоты и записанный в том же Лондоне саундтрек… У создателей «Гірких жнив» не оказалось главного что нужно для такого кино — таланта, кинематографической смелости, и яиц.
В итоге, мы получили пафосное, шаблонное, беззубое и насквозь вторичное барахло погребенное под грузом собственных амбиций.
Ирландцы же сняли маленькое чудо с живым, современным киноязыком вместо штампов.
Лэнс Дэйли — режиссер и сценарист "Black '47' во всех интервью подчеркивает,
что и он, и актеры, и вся съемочная группа чувствовали огромную
ответственность, ведь, несмотря на колоссальное значение Великого голода для
истории Ирландии о нем еще не было снято ни одного полноценного художественного
фильма.
Несмотря на такое бремя ответственности, ирландцы сумели не уходить в лишний
пафос и не пытались создать нечто монументальное, вроде „Списка Шиндлера“.
Перед нами брутальная жанровая бэшка. Картина, скроенная по всем канонам
классического вестерна.
Одинокий мститель берет ружье и справедливость в свои руки и начинает борьбу против контролирующего всю округу жестокого местного функционера… суровые всадники неспешно заезжают в маленький городок… перестрелки... погони… дорога по безжизненным пустошам…. В памяти всплывает не список „Список Шиндлера“, в памяти всплывают „Непрощенный“ и „Дикая банда“.
И в то же время, играя на поле недорогого жанрового кино, фильм умудряется
действительно тронуть за живое и донести что-то важное. Мое почтение.
Приятель после просмотра написал что фильм разжигает с такой силой, что после
него тут же хочется записаться в ирландцы и пойти крошить проклятых англичан…
Я англичан люблю и крошить никого не хочется, но да, нельзя отрицать, кино
настолько бескомпромиссное, что даже трудно поверить в то, что его сняли
сейчас, в 21-м веке, в Соединенном Королевстве, да еще и с участием целой кучи
звезд.
Сегодня, когда кругом политкорректность, когда в фильмах на острые темы обычно
стараются сгладить все углы, показать события с разных точек зрения и
максимально все заправить гуманизмом… и вдруг такое.
Здесь ради одной только сцены у костра уже стоило снять картину. Сцены, в
которой ирландец у себя в Ирландии разговаривает на ирландском, а „старший
брат“ англичанин брезгливо закатывает глаза и требует говорить по-английски,
ведь он не понимает местную чепуху…. (уже следующая сцена станет для
англичанина последней).
В общем: скупое, жесткое, суровое кино. Картину словно не сняли, а высекли из цельного куска неприступной ирландской скалы. Нам есть чему поучиться у ирландцев.
Уверен, рано или поздно, когда наш кинематограф повзрослеет, появятся действительно большие режиссеры которые снимут по-настоящему большие фильмы про Голодомор, репрессии, российско-украинскую войну. Но сегодня не стоит пытаться прыгнуть выше головы и снять шедевр. Сегодня лучше ровняться не на золотую классику Голливуда, а на наших ирландских современников.
На режиссеров, которые умеют в рамках копеечного жанрового кино снимать не просто интересные и изобретательные фильмы с живым кино-языком вместо клише, но и поднимают в этих фильмах действительно важные и значимые для национального самосознания темы.
И в то же время ирландцы умудряются не переходить грань. Невидимую, но такую
ощутимую грань, отделяющую искреннее произведение с четкой авторской позицией
от шаблонной ура-патриотической пропаганды. А ведь учитывая политический, исторический и социальный контекст Ирландии,
где все замешано не менее густо чем у нас, подобное чувство вкуса вызывает восхищение.
Erin go Bragh