Любая устойчивая коррупционная, криминальная или имитационно-бюрократическая система всегда построена по принципу пирамиды. На вершине сидит «папа», к которому сходятся все финансовые потоки и ниточки управления, а под ним находятся несколько «этажей» подданных. Как правило «папа» (или «мама») является крупной и влиятельной фигурой, которая обросла огромным количеством политических, экономических, родственных, земляческих и национальных связей. Устойчивость его положения как раз и обеспечивается этой паучьей сетью. Напротив, «шестерки», находящиеся на первых этажах иерархии, как правило являются расходным материалом — они никто и звать из никак. Их единственное предназначение слушаться старших и исправно переправлять ресурсы «наверх».

Исходя из этого, существует две стратегии борьбы с такими пирамидами — «снизу» и «сверху».

Стратегия «снизу» предполагает планомерную и упорную борьбу с «пешками». Бороться с ними относительно легко т. к. никто из верхушки особо не заморачивается защитой «расходного материала», но такие действия не разрушают систему в целом — на место битых пешек приходят новые и все повторяется. Такая стратегия может быть успешной только в том случае, если отстрел «пешек» происходит быстрее их воспроизводства. В таком варианте верхушке начинает не хватать «кормовой базы» и со временем пирамида может если не рухнуть, то существенно усохнуть. Это стратегия долгой окопной войны на истощение.

Стратегия «сверху» предполагает нанесение одного мощного точечного удара по верхушке пирамиды, используя какую-то уязвимость. Если «царя горы» удается дискредитировать в глазах общества и отстранить от кормушки, то есть хорошие шансы, что вся пирамида рассыпется на мелкие части, которые можно без особых усилий добить т. к. они лишатся покровительства и защиты «больших людей». Это стратегия решающей битвы по типу уничтожения «Звезды Смерти». В случае провала такой атаки, дальнейшая борьба становится практически бесполезной т. к. верхушка гадюшника задействует все свое влияние и связи, чтобы заделать все возможные уязвимости и в дальнейшем защитить себя тройной стеной и рвом с крокодилами. Шансов для повторной атаки уже просто не будет.

Теперь перейдем от теории к практическому примеру — печально известному «Кириленкогейту». Катерина Кириленко — самый знаменитый высокопоставленный плагиатор, фальсификатор и имитатор научной деятельности в истории Украины. Начиная с 2015 года начали появляться многочисленные доказательства того, что ее научные работы — плагиат, фальсификация и лженаука. Затем в ее докторской диссертации был найден масштабный плагиат, а в процедуре ее рецензирования и защиты — вопиющие нарушения и подделка документов. Создается впечатление, что пани Кириленко умудрилась нарушить все, что только возможно: она сплагиатила огромные куски текста, впихнула в диссертацию горячечный лженаучный бред про «лептонного бога», который сразу же стал мемом и навеки сделал ее Катериной Лептоновной, указала фейковые статьи в несуществующих номерах журналов, получила заведомо «заказные»отзывы, где ее работе пели дифирамбы и называли черное белым т. д. Кроме всего прочего, из всей этой мутной истории предательски торчал конфликт интересов: муж пани Кириленко — гуманитарный вице-премьер Вячеслав Кириленко — является де-факто прямым начальником ее самой и всех заинтересованных в подделке диссертации лиц.

Стало понятно, что такой вопиющий случай — это та самая дыра в периметре «Звезды Смерти», куда можно попробовать забросить бомбу, чтобы взорвать всю систему липовых защит к чертовой бабушке. В то время еще мало кто осознавал весь масштаб пирамиды по имитации науки и «производству» фейковых диссертаций и ученых званий. Это сейчас понятно, что это целый мафиозный спрут, который, по скромным оценкам, обходится налогоплательщикам в 300 млн грн. в год. Тогда активисты были еще наивными и полагали, что прицельный удар по Лептоновне может сломать хребет всей системе. Атака состоялась и прошла, вроде как, вполне успешно — в СМИ был поднят нешуточный шум, про случай Кириленко заговорили за рубежом, были написаны все необходимые официальные обращения в МОН для лишения одиозной плагиаторши степени. И тут что-то пошло не так. Вместо ожидаемой и однозначной реакции МОН начал забалтывать проблему, заниматься крючкотворством и назначать дополнительные фейковые «экспертизы». Все эти потуги были еще более гротескными и карикатурными, чем сама диссертация Кириленко. Их высмеивали и даже пытались оспаривать в суде, но толку не было никакого — МОН занял непробиваемую позицию «да, мы охренели и что?». Для того, чтобы оставить Лептоновну доктором наук, были даже специально изменены некоторые законы Украины и подзаконные акты кабмина!

Прошло два года. На сегодняшний день приходится констатировать, что атака на «Звезду Смерти» провалилась. При этом бойцы сопротивления сделали все правильно: Люк Скайвокер сбросил бомбу и даже попал куда надо, бомба успешно взорвалась и… и ничего. Цепной реакции не произошло.

В итоге ситуация с борьбой с плагиатом в Украине зашла в тупик. Сценарий атаки «сверху» потерпел фиаско, а все уязвимости в системе были оперативно заделаны:

Таким образом на сегодня плагиатно-имитационный гадюшник наглухо забаррикадировался. Повторная атака «сверху» бессмысленна — уже понятно, что информационные бомбы просто не наносят никакого урона. Атака «снизу» тоже практически невозможна — борьба с «пешками» стала настолько тяжелой и затратной, что ее результаты не оправдывают себя.

Борьба с массовым плагиатом и системной имитацией науки в Украине на сегодняшний день бессмысленна.

В сегодняшнем общественно-политическом ландшафте у научного сообщества просто нет никаких механизмов, позволяющих сколько-нибудь существенно повлиять на ситуацию. Все упирается в политическую волю власти, но этой воли нет и в ближайшее время не предвидится. Радует только то, что никакая власть не вечна (сатанинский смех за кадром).

Кроме того все еще есть возможность пойти по пути самоорганизации адекватных ученых. Именно этот путь кажется мне самым конструктивным на сегодняшний день. Не надо биться лбом в бетонную стену, нужно попробовать сделать под нее подкоп.