Почему у нас нет реформ?
И как сделать так, чтобы они осуществились? Причем быстро.
Вы удивитесь, но… никто не знает, что именно делать. То есть написать легко: изменить судебную систему, налоги, пенсии, и ещё 62 пункта... Это как полететь на Марс.
А вот показать обществу и экспертам э с к и з того, что будет в результате реформы, как это делает, скажем, архитектор – не могут, не умеют. Ведь, кроме «что делать», надо ещё знать ответы на другие вопросы: кем делать, как делать, на какой результат, сколько это будет стоить и где взять на это деньги.
Странно, что эту задачу считают сложной. Хотя на самом деле она проста.
Возьмем архитектора. Ему говорят: надо построить небоскреб. И он мучается, рисует эскизы, перерисовывает, показывает, исправляет, слушает возражения, добавляет этажи, изводит свой мозг кабелями, трубами, отоплением, электричеством, газом, канализацией, лифтами.
Но, в конце концов, у него вырисовывается проект, который он всем п о к а з ы в а е т. А потом его строят.
К чему я клоню?
К тому, что реформы надо делать по-другому. Не оптом всё, что взбредёт в голову, а точечно. И начинать надо там, где уже ясно, Что делать, и где можно добиться результатов за несколько месяцев. И не надо растягивать на 5-10 лет.
Вот примеры (сначала пример известный, чтобы понять эту модель). Можно долго осуществлять попытки реформировать милицию-полицию, играясь в эти слова,и мусолить законы. А можно за 2 недели организовать конкурс на патрульную службу, выявить подходящих людей, и через 3 месяца у нас обновленная ППС, вместо ГАИ.
Что – на это нужны миллиардные затраты и годы изучения проблемы? Нет, быстро, недорого и результативно. Нашли Эку Згуладзе, составили бизнес-план и немедленно воплотили его в жизнь. Точечно. Всем видно, что делается как и зачем.
Ещё одна реформа – быстрая, незатратная и результативная – в образовании. Там большая проблема не просто с учебниками, а с их ужасным контентом. То, что написано в большинстве учебников – настолько архаично, что заставлять учеников по ним учиться можно только по приговору суда.
Весь мир уже перешел на знания из Курсера, Академии Кхана. Да и у нас создан свой Гипермаркет Знаний, где выложены все предметы в расширенных форматах, с бесплатным доступом онлайн. Бери, учись и радуйся, что не нужны эти тома дорогих книг и искривленные позвоночники от тяжелых портфелей.
Это и будет точечным элементом реформы образования. Быстро, результативно, наглядно и без денег. И не надо годами ждать законов.
Скажите, разве для того, чтобы нам всем пользоваться айфоном или телевизором издавался какой-то закон?
Моя идея проста. Не следует дожидаться пока какие-то академики или депутаты придумают какие-то новеллы по реформам, а потом годами будут проталкивать напрочь выхолощенные законы, а уж до дела точно это всё не дойдёт. Ну, может, лет через 200.
Но люди столько не живут. Поэтому надо внедрять то, что можно, что есть г о т о в о е, быстро. Тем более, если это не стоит больших затрат, а эффект очень показателен и всем ясен.
Итак, кто за точечные быстрые реформы?
Или будем ждать концепций, стратегий, законов, указов, приказов и постановлений?