Ну, что ж, капитал – так капитал. Только больше не интересно про него бла-бла-бла.
Если уж употребили слово Капитал – значит о Капитале и надо говорить. Причем резко и по-деловому. Всё-таки этот капитал, сорри, больших денег стоит. Вон футболисты уже под 100 миллионов продаются, а теннисисты Джокович с Надалем вообще заработали целый $1 миллиард, кто не в курсе. Целые заводища в лице одной персоны.
Так вот, мне нравится это словосочетание «человеческий капитал». Но... – представляете – капитал есть, а присущей капиталу бизнес-терминологии – нет L.
1. Слышали ли вы, чтобы где-то проводили у нас Образовательный Маркетинг?
То есть искали бы ответы на 7 фундаментальных вопросов: чему учить, кем, как, зачем, как управлять, сколько стоит и что получится в результате. А надо бы.
2. Второй отличительной чертой является измерение человеческого капитала. Можно ли серьезно о нем говорить, если нет способа его измерить? Скажу по секрету, что мы проводим такие исследования в нашем Институте Богатономики, и недолго думая, решили заимствовать главный инструмент капитализма – акции.
Если в промышленности полностью себя оправдал индекс Доу-Джонса, который рассчитывается по 30 рейтинговым компаниям, то почему нельзя рассмотреть 10-20 компетенций человека и вывести для него похожий индекс его акций?
Да, неожиданно, зато как точно и сочно!
- Кто сколько стоит? Под кого дадут деньги? Кто сколько может освоить? Вот столько он и стоит.
3. Третьей отличительной чертой человеческого капитала является его качество. Умеем ли мы его определять? Нет. Можем ли мы заимствовать инструментарий из бизнеса? Можем. Это система качества ISO-9002.
Идеально подходит для системы образования. Все ингредиенты присутствуют.
4. Четвертое. Раз уж про деньги и инвестиции в образование для роста человеческого капитала... давайте посмотрим, кто в последние год-два сколько инвестировал?
- Билл Гейтс на создание супер-школы – $50 млн – и полный провал!
- Марк Цукерберг на строительство уникальной школы в Пало Альто – $100 млн – полное фиаско!
- Вдова Стива Джобса объявила конкурс на лучшую школу для Америки с призом $50 млн – и ничего!
- Илон Маск (который Тесла, миллиардер) решил создать школу аж… на 20 детей, и оконфузился.
- Салман Хан (знаменитая Академия Хана) создал школу аж… на 30 детей, собрал лучших учителей отовсюду, которые через год от него сбежали…
Вот и вопрос: Что же такого заколдованного и «прОклятого» в этой системе образования, что она никак не сдвинется к будущему?
Сколько компьютерных гениев уже радуют мир и сколько миллиардов гаджетов продаётся ежегодно… НО! Никто не придумал и не сделал самого естественного и востребованного – специального Учебного девайса, чтобы ученики всего мира не только не мучились с учебниками, но и получали радость от учёбы в современном формате.
Вот мой ответ.
Пока образование не станет Большим Бизнесом, никогда не стать ему источником большого человеческого капитала.
Пока в систему образования не придут Большие Бренды (возможно, новые) – она будет плестись в хвосте мира.
Конечно, я понимаю тех, кто говорит, что посчитать KPI человеческого капитала в образовании сложно, из-за отдаленности результатов от периода инвестиций. Мол, вкладываешь сейчас, а результат лет через 10-15.
Но так как уже в принципе понятно, как будет выглядеть человеческий капитал будущего, то я не сомневаюсь, что именно так, Капитально эти вопросы и будут решены.
И в Украине, и во всем мире, есть все реальные возможности для ускоренной капитализации этого фантастического ресурса при проведении настоящей, а не мнимой, реформы образования.
Просто человек стоит дорого. И xvatit ценить его дёшево.
А это моё выступление на эту тему (кому интересно):