В 2016 г. мир увидел новый сериал совместного итальянского, французского и испанского производства под названием "The Young Pope", или же «Молодой папа». Режиссером картины является Паоло Соррентино, известный благодаря своим проектам «не для широкой публики». Сериал, завораживающий простотой, и одновременно пафосом каждого кадра:
Сериал, в котором каждый диалог, каждая речь поставлены таким образом, чтобы вам хотелось разобрать его на цитаты: «Священник не взрослеет, потому что никогда не будет отцом. Он навсегда сын. Вот, почему тринадцать веков назад мы приняли обет безбрачия. Чтобы быть детьми Господа, не смея занять его место.» — Ленни Белардо.
(Хотя, если вы хорошо изучали историю сословной монархии, то знаете, что целибат был инструментом, предотвращающим раздачу имущества церкви в наследство детям священников и епископов. Но разве может исторический факт затмить столь прекрасную интерпретацию целибата главным героем?).
Данное произведение искусства, поскольку иначе назвать эту картину не поворачивается язык, является гениальной рекламной кампанией Ватикана – институции, что теряет значение среди миллионов неверующих зрителей капиталистического «Карточного домика», приоткрывающего завесу Белого Дома.
Действия в сериале разворачиваются следующим образом. Во время конклава избирается папа – Ленни Белардо, которому на момент избрания успевает «стукнуть» всего лишь 47 лет. Для своего «юношеского» возраста взгляды Пия XIII (имя, которое он себе выбрал) являются не просто консервативными, но даже радикально устаревшими. Новоизбранный папа начинает борьбу со всеми противниками костела, вне и внутри самого костела. Он борется с каждым, кто сомневается в существовании бога, чем страшно пугает кардиналов его избравших.
Режиссер предлагает нам не забывать, что Ватикан – это не только религиозная, но политическая институция. Тут из-за угла зрителю «машет» идея создателей «Карточного домика». Нам не просто предлагают, но создают за нас образ Папы Римского, а соответственно и всей политики Ватикана. Ленни Белардо встречается с лидерами других стран и заставляет идти на уступки в пользу католического костела под давлением его «мягкой» силы и непредсказуемости.
Почему этот сериал является настоящим «громом среди ясного неба»? Он заставил молчать настоящий Ватикан на протяжении целого года. Критика с реальной площади Святого Петра прозвучала лишь через год после появления сериала на ТВ.
В конечном итоге, в 2017 г. Ватикан заявил, что не так страшен черт, как его малюют. Сериал был назван важным культурным феноменом и потому не мог остаться незамеченным. Плюс ко всему, костельные критики заявили, что несмотря на критику церкви, сериал может принести «что-то хорошее». Тут они, конечно же, не ошиблись.
Культурный «шок», который исходит из сериала является его главной силой. Он заставляет не просто посмотреть его целиком, чтобы понять свои эмоции в отношении главного героя, но задаться вопросом, «неужели Ватикан на самом деле такой?». Если после просмотра сериала, вы начнете «гуглить» историю Ватикана, или решите поинтересоваться историей настоящего Пия XIII, то не является ли это победой режиссера? Вне всяких сомнений.
Поскольку ни одна серия сериала не была снята на площади Святого Петра, то его стоимость обошлась в 40 млн. долларов. Кто поддерживал сериал? Фонд Европейского Регионального Развития, т.е. институция Европейского Союза.
Можно ли назвать эти деньги пущенными на ветер? Разве что, если воспринимать маркетинг, как трубу, бесконечно всасывающую деньги.
Регион Лацио, который частично живет за деньги туристов должен не только удерживать кол-во посещений в год, но стараться это число систематически увеличивать.
Данный сериал убивает «двух зайцев». Он привлекает внимание как к церковной институции, так и к красотам Рима. Поскольку сегодня доминирующей религией является атеизм, привлечь внимание к посланнику Бога на земле нельзя лишь при помощи буклетов с «интересными» фактами.
Капитализация, а в последствии универсализация кино и сериалов задает тренд на «сериальное» мышления посредством которого люди выстраивают свое мнение о политике, религии, ежедневности. Нравится нам это или нет, факт остается фактом, пропаганда принимает развлекательную «кино-форму». Например, Голливуд – это принципиально отдельная тема для текста на тему кинопропаганды.
Во всяком случае, в заключении хотелось бы сказать, что «Молодой папа» — это пример того, как сегодняшнюю церковь можно прорекламировать и сделать интересной. Он поучителен для Украины с той точки зрения, что популяризация собственной истории, политики или институций может быть привлекательной (вспомните хотя бы сериалы Зеленского (а теперь представьте, что-то менее глупое и более красивое). Не описание самого факта, но его привлекательная визуализация является секретом успешных.