Вот уже почти год как вся страна, включая меня, наблюдает за попытками принять в Украине принципиально новые правила ведения бизнеса – либеральную налоговую реформу. Задача, на первый взгляд, простая. Собирается группа экспертов, выписывает законопроект, который предусматривает упрощение администрирования и снижение налоговых ставок с одной стороны, но закрытие всех дыр для ухода от налогообложения с другой. После этого законопроект обсуждается с бизнес — объединениями, вносятся необходимые поправки, он выносится в Раду и депутаты (многие из них – ставленники крупного бизнеса) голосуют «За». Вы только что прочитали прошлогодний «план» группы авторов законопроекта 3357 (его еще называют Кодекс Южаниной). На практике вышло совсем иначе. Точнее пока еще не вышло. И, без поддержки общества, может не выйти и вовсе.

Когда общаешься с бизнесом и политиками в рамках «громадських рад», то никаких возражений идеологии законопроекта 3357 никто из них не высказывает. Все хотят работать честно, все хотят работать в равных условиях, никто не против платить справедливые налоги (но ставки должны быть посильными), все хотят упрощения. Но для объединения и согласования единого проекта есть несколько ключевых препятствий.

Одна из главных причин — амбиции. В нашей стране бизнес тесно связан с политикой, поэтому каждый начинает тянуть одеяло на себя. И если депутаты и общественники (представители гражданских объединений), как показал прошлый год (я сейчас говорю лишь в контексте законопроекта 3357), еще способны найти общий язык, то возникает ступор на уровне исполнительной власти. Минфин заявляет, что уже освоил грант и не может поддерживать никакого другого законопроекта, кроме собственного (а иначе – скандал международного уровня). Да и с МВФ требуется согласование, а там не хотят рисковать.

Казалось бы – сопротивление можно преодолеть, если бизнес объединится, надавит на своих депутатов, объявит акцию протеста (перестанет работать один день) и так далее. Но когда собираешь предпринимателей (в рамках всевозможных «громадських рад») вместе, то начинаются бессмысленные и бесполезные дискуссии. Более того, появляются альтернативные законопроекты, что не способствует консолидации.

Часть предпринимателей требует вообще не трогать упрощенную систему налогообложения, хотя признают, что в нынешнем виде есть лазейки, которые позволяют ее использовать для снижения обязательств по НДС. Другие требуют резкого и моментального снижения налоговых ставок, не понимая, что сразу это сделать невозможно (нужен компенсатор в виде снижения нагрузки на бюджет, а бюджетной и пенсионной реформ пока нет даже в проекте). Третьи опускаются до уровня маргиналов, требуя включения в налоговый кодекс пункта о расстреле налоговых милиционеров и других подобных предложений (их понять можно – достали!). Четвертые пытаются налоговым кодексом решить вообще все проблемы, предлагая изменения, которые раздуют его размер до абсурда (это заодно и затянет сроки принятия). И так далее, и тому подобное. Как учесть интересы и «хотелки» вообще всех? Да и возможно ли? В итоге получается рак, лебедь и щука из басни. А кодекс и ныне там.

Я с интересом прочитал отчеты друзей о походе к главе Минфина Александру Данилюку – все без исключения отметили, что он ни с кем не спорит, а только кивает головой и уходит от прямых и однозначных ответов. И его можно понять – в такой ситуации любая высказанная конкретика встретит шквал критики. Но нам, украинцам, от этого не легче. Ситуация с налогами и экономикой в целом достигла такого состояния, что нужно срочно принимать волевые решения. Иначе завтра уже будет нечего реформировать.

Законопроект 3357, который в данный момент находится в финальной стадии доработки, является компромиссным со всех точек зрения. Ставки снижаются, но не все сразу. И не резко. Администрирование упрощается. Резко и сразу. Закрываются схемы использования упрощенцев для минимизации налогов, но при этом сама система остается.

Да, такой кодекс не будет идеальным. Он не устроит либералов, так как недостаточно либерален. Он не устроит консерваторов, так как слишком радикален. Он не устроит социалистов, так как заставит снизить процент распределения ВВП через госбюджет. Но всем нам стоит переступить через себя и согласиться с изменениями, доверившись компетенции авторов, среди которых и народные депутаты, и предприниматели, и специалисты по бухучету/аудиту, и айтишники, и экономисты. Ведь компромисс – это когда все недовольны, но любое другое решение приведет к еще худшим результатам.

Только объединившись, только все вместе, мы сможем заставить политиков принять налоговый кодекс в версии 3357 — как единственный реальный вариант стране выйти из экономического тупика. Если же мы будет продолжать спорить друг с другом по мелочам, руководство страны снова расскажет нам сказки о дыре в бюджете, страшном МВФ, социальной ответственности и еще добавят тысячу надуманных причин, по которым «нельзя». А само, тем временем, будет продолжать сжигать деньги (на ненужные потребности министерств и ведомств), бороться с бизнесом, поддерживать коррупцию и затягивать фискальную удавку на шее каждого украинца.