Как все мы знаем, американские индейцы не изобрели колеса. И я уверен, нас всех мучил вопрос, почему. Сегодня я вам дам ответ на этот вопрос, и вы охуеете.

Итак, начинаем разрывы шаблона:

  1. Во-первых, то, что индейцы не изобрели колеса — это не стыдно. Потому что почти никто не изобрёл колеса.
  2. Во-вторых, индейцы-то как раз изобрели колесо.

А теперь по порядку.

 

 

 

Американские индейцы, на самом деле, дофига чего не изобрели. Например, плуг. Или гончарный круг. Или стекло. Или обработку железа. Или струнные музыкальные инструменты.

И это на самом деле нормально. Потому что большинство европейских, африканских и азиатских цивилизаций тоже не изобрели ни плуга, ни стекла, ни железа. На самом деле такие знаковые, важные изобретения — они делались где-то в одном месте, какой-то одной цивилизацией, и потом все у них этому учились.

 

Некоторые изобретения, что интересно, давались людям легче. Например, письменность изобреталась неоднократно в разных частях света, независимо друг от друга. Письменность изобрели шумеры в Месопотамии примерно пять с половиной тысяч лет назад. И потом её заново изобрели в Древнем Египте примерно 5200 лет назад. И потом ещё раз в Древнем Китае, где-то 3200 лет назад. И в Мезоамерике примерно 2500 лет назад изобрели письменность совершенно отдельно. И есть мнение, что ещё письменность изобрели в доисторической Индии, причём мы не уверены, когда. И возможно, письменность изобрели на острове Пасхи, потому что им там было очень скучно, и заимствовать идею письменности были не у кого, все очень далеко — пришлось самим.

Но в основном цивилизации Старого света важные изобретения друг у друга перенимали, в смысле, воровали. Стоит кому-то изобрести огонь там, например, или воду — уже глядь, соседи украли и тоже пользуются.

Так было и с колесом. Колесо, вероятно, изобрели всё те же древние шумеры в своей Месопотамии, опять-таки примерно 5500 лет назад, около 3500 года до нашей эры. И оттуда колесо пошло распространяться по городам и весям, и все начали пользоваться колесом. Но только, кстати, это заняло время. Так, например, в Британии про колесо узнали всего-то в 500 году до нашей эры. Три тысячи лет шумеры пользовались колесом, катали тачки, ездили на колесницах, потом устали, вымерли, ассимилировались — а в Британии никто про колесо даже не догадывался, и сами не изобретали, а потом такие: ух ты, вещь какая классная, какая свежая идея!

 

Штука ещё вот в чём. Колесо — довольно сложное изобретение, на самом деле. Вы вообще сделать колесо пробовали? Даже если без спиц, даже если просто из досок сколотить? Это не так просто. Но тебе мало изобрести само колесо, тебе надо его ещё приспособить работать. То есть, например чтобы перейти от «ух ты, колесо, прикольно, а зачем?» к «вот тебе тачка с колёсами, так будет легче» — надо кроме колеса изобрести как минимум ось. И ладно, фиг с ними с подшипниками, но чем-то её смазывать.

Поэтому даже те цивилизации, которым вполне было понятно, что катить легче, чем тащить — они были знакомы с принципами вращательного движения, и использовали … катки. Прямо вот стволы деревьев клали на землю, и по ним тащили тяжёлое. Так, кстати, поступали и американские индейцы: есть свидетельства, что огромные каменные глыбы к пирамидам они доставляли с помощью катков.

 

И даже если ты изобрёл колесо, и ещё потом изобрёл ось, и потом приделал к этому тачку или телегу, и смазку тоже придумал какую-никакую, чтобы это всё крутилось, нужно ещё две штуки, желательно вместе, но можно по отдельности:

  1. Ровная поверхность, чтобы колесо катилось.
  2. Кто это всё будет тащить?

Немудрено, что колесо было изобретено именно в Месопотамии, то есть в Междуречье. Слева река Тигр, справа река Евфрат, между ними свободное пространство, можешь кататься свободно. На Кавказе, например, где горы, с этим было бы чуть сложнее.

А что в Америке? На севере, у инуитов всяких, снег — понятно, с колесом там делать нечего. В Северной Америке равнины, прерии — они вроде как ровные кажутся, но не для колеса. И кстати, и это важно, там множество рек, и так вышло, что по рекам доставлять что-то куда-то, если уж тебе приспичило, проще и быстрее, чем на телеге. В Мезоамерике и в Южной Америке горы, холмы, кактусы, джунгли — так себе ситуация для колеса. У них даже дороги были, кстати — только они шли по горам и холмам, и там проще пешком или вьючным транспортом.

 

Теперь ко второму пункту. Кто это будет тащить? Так вышло случайно, что в Америке нет тягловой силы, заслуживающей упоминания. Там не было лошадей, не было волов, не было даже яков — были бизоны и ламы. А для того, чтобы запрячь кого-то в телегу с колёсами, надо чтобы этот кто-то был здоровый, выносливый, и по возможности чтобы не отгрыз тебе ничего при попытке его запрячь.

Лам американские индейцы приручили и использовали как вьючный транспорт, но на этом возможности лам закончились. С бизонами не получилось ничего, то ли по причине плохого характера, то ли ещё почему. Эксперимент по приручению и последующей селекции по-настоящему здоровых ездовых бобров не увенчался успехом, а мастодонтов и гигантских броненосцев глиптодонов древние палеоиндейцы слишком быстро изничтожили.

 

Поэтому, друзья мои, вот какая херня выходит.

Индейцы изобрели колесо.

На самом деле (и это шокирует) как раз индейцы изобрели колесо. По нашим сегодняшним представлениям колесо изобрели дважды независимо: древние шумеры и древние индейцы.

Просто индейцы колесом не пользовались. Потому что у них не было подходящего ландшафта, и некого было запрячь в повозку.

И мы знаем это потому, что у американских индейцев были детские игрушки с колёсами. Потому что индейцы считали, что ни на что, кроме детских забав, колесо больше не годно.

Древние игрушки американских индейцев,
7–9 век н. э, задолго до Колумба и даже до Лейфа Эриксона.

 

 

Вот так-то.