Так называемое Средневековье началось примерно в 500-х годах и закончилось с точки зрения одних историков примерно в 1500-х, с точки зрения других — в 1800-х. Вторые, понятно, более щедрые, ну или более ленивые, не захотели Возрождение выделять в отдельный период.
Вообще термин «Средние века» придумал итальянский гуманист и историк Флавио Бьондо в 1453 году. Ну так, оглянулся вокруг, потом посмотрел вглубь веков, смотрит: как-то там всё не очень… как-то, если быть деликатным, средненько дела обстояли. Ну и назвал это «Средневековье». Потому что сам-то гуманист Бьондо жил в замечательное и просвещённое время Возрождения. Вот почему он был гуманистом (гуманизм уже придумали), а не подручным свинопаса, например; и поэтому же у него было свободное время, чтобы заглядывать вглубь веков. И гуманист Бьондо справедливо полагал, что живёт в лучшее из времён, в эпоху подлинного расцвета цивилизации, а не вот это вот то что раньше было.
Там вообще интересно было, историки много и с удовольствием спорили, когда же начались Средние века, а когда закончились. До Средних веков была так называемая «Античность», в ней было всё очень хорошо, а потом когда Римская империя наебнуться изволила, то стало всё средненько — а сталбыть, Античность переходит в Средневековье аккурат в 476 году, по случаю окончательного падения Римской империи. Были, правда, и другие мнения — что начало Средних веков случилось в 337 году (конец правления римского императора Константина Великого), или в 493 (появление остготов в Италии, или в 565 (конец правления византийского императора Юстиниана Первого). По поводу конца средних веков тоже были жаркие прения: одни говорят, что Средние века закончились в 1453 году (падение Византийской империи), другие — что в 1445 (начало книгопечатания Иоганном Гуттенбергом), третьи — что в 1492, когда Колумб открыл Америку; а испанцы, например, считают, что тоже в 1492 году, но совсем не потому, а потому что случился захват Гранады и закончилась Реконкиста.
Но в целом все согласны с тем, что с окончанием Средних веков жить стало лучше, жить стало веселее во времена Возрождения. А средние века — это такой мрак и ужас, там никто не мылся, все по колено в говне, неписемні, и все всех жгут на кострах.
Ну, так принято думать.
Средневековье оставило нам в подарок богатое историческое и культурное наследие. Например, готическая архитектура — вот эти все высоченные шпили, симпатичные горгульи, стрельчатые арки, вот это всё, за что мы любим туристические поездки во Львов и Брюгге и в другие места, богатые средневековой архитектурой.
Однако почему готическая архитектура называется готической?
Всё дело в том, что это сейчас мы считаем, что готические соборы красивые. А во времена Ренессанса, тобто Возрождения, едва-едва выбравшаяся из средневековья интеллектуальная прослойка Европы так не считала. Потому что Возрождение — он же почему Возрождение? Потому что интеллектуальная прослойка Европы в 1500-е яростно надрачивала на античность. В их представлении в Древней Греции и Риме все ходили в белых тогах, разговаривали строго на «вы», обращались по имени-отчеству, все были просвещены, полны гуманизма, равны и богаты, и даже самый распоследний землепашец имел не менее двух рабов. И историю Европы интеллектуалы в XV-XVI веков представляли себе так: сначала была прекрасная Античность, потом хуяк, пиздец кругом, тьма, короче, серость, мерзость, упадок, всё в говне — а потом Возрождение, и вот они ослепительно охуенные МЫ! Мы — Возрождение потому, что возродили культуру, мы наследники Античности, мы заново открываем секреты древних цивилизаций, бла-бла-бла.
Готическая архитектура, конечно же, в таком ракурсе немножко не укладывалась в стройную концепцию. То ли не всё было так в говне и примитивно — то ли надо что-то решать с готической архитектурой. К счастию, в XV веке ещё не производили динамит в промышленных масштабах, иначе прекрасные гуманисты эпохи Ренессанса несомненно подзорвали бы к хуям собачьим все соборы и церкви в готическом стиле, чтобы не мозолили глаз. А так это было невозможно технически, так что пришлось их изничтожать морально.
Так что на 14-м съезде Ренессансбюро единогласно было постановлено считать готическую архитектуру уродством и убожеством.
Собственно, поэтому она и называется готической. Потому что это от слова «готы», и правильнее было бы говорить «Готская архитектура». Потому что во времена Ренессанса сложилась такая концепция, что вот значит была прекрасная Античность, по ней ходили прекрасные эллины, а потом Римская империя сломалась, всякие варвары наводнили Европу и давай строить всякие соборы. А варвары — это готы. Стало быть, соборы — готские. Ну, готические, так всё-таки принято на русском говорить.
Потому что людям свойственно тяготеть к простым объяснениям, вот они и в очередной раз решили всё упростить. Античность — хорошо, средневековье — плохо. Дорические колонны, капители и пропилеи — хорошо, стрельчатые арки, горгульи и витражи — плохо. А Ренессанс — очень хорошо. Потому что это мы, а мы не можем быть плохими, мы охуенные, это аксиома.
Кстати, ровно по той же причине мы называем некоторые шрифты «готическими» — потому что они тоже из средневековья, и тоже не похожи на античные, а значит гадость и мерзость, и их тоже заклеймили позором деятели культпросвета просвещённой и гуманистической эпохи кватроченто. И пусть никого не смущает, что на самом деле готы писали рунами, не надо усложнять. Сказано: готическое письмо, — и точка.
Готические шрифты кстати, в теории шрифтографики относятся к каллиграфии. То есть туда же, куда рукописные шрифты, завитушки там всякие, росчерки, Дормидонт и Анжелика приглашают вас на бракосочетание, сердечко внизу — и потом хуяк, на тебе по всей физиономии фрактуру, швабахер, ротунду, бастарду и сверху футорк в зубы, живи теперь с этим. Это тоже каллиграфия. Просто поверь.
Технически это правильно, поскольку исторически готическое письмо было рукописным, и писалось пёрышком — и потом было адаптировано к книгопечатанию без особых изменений. Что вызывало страшное возмущение у культурных деятелей эпохи Возрождения, потому что мы же уже определились, что всё, что было в средневековье — это дрянь, правда? Ну вот, сейчас мы старый мир разрушим до основания, и затем.
Так что на смену готическому письму в XV веке пришли гуманистические шрифты — в частности, так называемая антиква. Это от латинского слова "antiqua", что значит «древняя», и антиквенный шрифт был создан… правильно! На основе прекрасной ослепительной легендарной античной письменности, а именно на основе надписей на колонне Траяна — памятник такой архитектурный есть в Риме, до сих пор стоит. Можно к нему сходить, посмотреть на прадедушку нашей письменности, потому что вот эта самая «антиква» — это же простой засечный шрифт, это Times New Roman вам хорошо знакомый, например. Это и есть антиква. И всё, что обычно в книжках — это всё разновидности антиквы. Все происходят от так называемого римского капитального письма, в первую очередь от надписей на колонне Траяна. Были придуманы гуманистами эпохи Возрождения в пику готическому письму. Ну, кстати, нормально получилось, тут зачёт, а то бы мы с вами до сих пор писали фрактурой. Или швабахером. А это печаль, конечно, особенно в младших классах.
И, кстати, именно поэтому «прямой» шрифт в английском языке часто называется "Roman" — «римский». Потому что он ведёт свой род от римских надписей на колонне Траяна, ага. А курсивный шрифт называется "Italic", «итальянский». Потому что, как ни сложно в это поверить, но это вообще блядь нахуй другая система письма, появившаяся (а точнее отпочковавшаяся от готического письма) в другом конце Европы в другое время — и вообще ни хрена не в Италии, а в Англии и во Франции — и потом эта манера письма была безжалостно за яйца притащена в типографии и принуждена работать на благо общества, а потом решили, что просто давайте назначим эту особую систему письма вспомогательной, потому что а почему бы и нет, хули она нам сделает.
Но это уже совсем другая история. Как и тот факт, что «римские» — это только заглавные буквы, а строчные — это вообще третья система письма, из времён каролингского ренессанса.
А наша история была про готскую архитектуру, которая не имеет отношения к готам, про готский шрифт, которым готы не пользовались, про «римский шрифт», который в нынешнем виде был придуман не римлянином, а французом Николя Жансоном (если шо, это Nicholas Jenson, коллеги дизайнеры) и про «итальянский шрифт», который не из Италии.
Потому что искусствоведение — беспощадно и безжалостно, и хочет, чтобы вы страдали.