Я тут с утра зашёл почитать википедию, отчего, конечно, сразу сделался экспертом. И спешу с вами мудростью поделиться.

Потому что люди, вы опять, в который раз, бесите те, что используете слова наугад.


Сегодня мы поговорим об отделении церкви от государства.

У нас сформировалась прослойка людей, которые считают, что отделение церкви от государства — это забором с колючей проволокой, собаками, и контрольно-следовой полосой.

Кстати, про это тоже есть история. Давайте я вам её расскажу.


* * *


Несколько лет назад, ещё до войны, понесла меня нелёгкая в Донецкую область. Именно в область. Вот знаете, там есть Донецк, красивый город. А рядом есть Макеевка, ебанутый наглухо город, в котором 157 улиц с одинаковыми названиями. Только улиц «Степных» в городе — восемь штук. Это сделано на случай войны, чтобы фашысты заблукали.

Так вот рядом с красивым городом Донецком и ебанутым городом Макеевкой есть некрасивый город Зугрэс, а потом странный город Шахтёрск, и вот на север от него есть посёлок Рассыпное, и там ваще пиздец, я отвечаю, я там был. Там тупо ссыкотно было ещё до войны по улице идти. Так я из Запорожья. Культурным же людям там должно быть особо некомфортно.

Некоторые люди считают, что война на востоке — она из-за русского языка. А она на самом деле из-за того, что стоит выехать из Донецка — и там пиздец. Кругом. Беспросветный. И три поколения, которые выросли выросли в парадигме «три недели курсов — в шахту — получаешь как академик». И в библиотеке только собрание сочинений Миклухо-Маклая, но это не важно, там не все умеют читать.

Так вот.

В посёлке Рассыпное была церковь. Московский патриархат, разумеется. Туда сослали некого батюшку, который чем-то особо провинился. Батюшка был молодой, прогрессивный, например на Пасху мог закрыть церковь нахуй и уехать отдыхать на Мёртвое море. Реформатор, можно сказать.

Так вот, приехав в посёлок Рассыпное и освоившись в храме, первым делом батюшка построил вокруг него забор. А позже в интимной беседе признался, что у него есть мечта: построить забор повыше, обтянуть колючей проволокой, а во двор пустить овчарок.

Про вышки с прожекторами не говорил, врать не буду. Но мы все сейчас, я полагаю, думаем об одном: по какому именно месту у батюшки была столь сильная ностальгия...

Так что — да, отдельные церкви всё-таки надо бы отделить от государства именно колючей проволокой и контрольно-следовой полосой.


* * *


Но я не об этом. Я опять комментарии в чужих постах прочитал. И это опять было ошибкой.

Один человек пишет: «А вот, католики организовали летний детский лагерь...» А второй тут же гневно пишет: «Так у нас церковь отделена от государства или нет?»

Так что я пошёл в википедию и у меня ушло 6 с половиной минут, чтобы стать экспертом в этом вопросе, так это включая прочтение статьи «Квебек», и не спрашивайте, как я туда попал, я не помню.

Итак, что же всё-таки такое «отделение церкви от государства»?


Оказалось, что отделение церкви от государства — это принцип взаимоотношений государства и церкви, предполагающий отказ государства от вмешательства в дела церкви; свободу граждан от принуждения к исповеданию той или иной религии; отсутствие закрепленных за церковью государственных функций (например, регистрации актов гражданского состояния, т. е. браков).

Смотрите, как, оказывается интересно! Оказывается, смысл-то не в том, чтобы церковь гнать пинками. Оказалось, смысл в том — чтобы государство не лезло в церковь и не рассказывало, кому во что надо верить или не верить! Кто бы мог подумать!

Декреты об отделении церкви от государства, либо конституции, включавшие это как элемент, принимались в разное время, в разных странах, включая США (первая поправка, 1791), Бразилию (1824), Францию (1905 г.), Японию (1947), советскую Россию (декрет СНК РСФСР от 23 января / 5 февраля 1918 года) и т. д.

Причём, что интересно, в большинстве случаев отделение сводилось к простым постулатам: свобода совести, свобода исповедовать любую или никакую религию, отсутствие финансирования церкви государством. Всё.

Разумеется, в РСФСР было немного по-другому. Там ещё церковь была лишена прав собственности, имущество её конфисковывалось, был введён запрет на религиозное образование, и т. д. Поэтому под видом декларации свободы совести и религии, на самом деле декрет Совета народных комиссаров церковь просто убивал. Что неудивительно.

А в некоторых глубоко прогрессивных и вполне себе европейских странах, если вам интересно, как например в Финляндии, государство официально поддерживает две церкви, причём одна из них, Лютеранская, этим чрезвычайно недовольна, и отказывается именовать себя «государственной» церковью, а предпочитает титул «народная».


Почему у меня ушло 6 минут на то, чтобы это узнать (включая чтение про Квебек, но не спрашивайте, как я туда попал), а люди всё ещё пишут глупости в фейсбуке каждый раз, когда священник, паскуда такая, имеет наглость выйти из церкви и что-то полезное сделать?