Нет ничего прекраснее старославянского в том, что касается изобретения новых букв по принципу «ну вещь-то хорошая, пусть будет». И я сейчас не говорю про буквы «ять» или «юс». Я даже не говорю о том, что у наших предков были разные буквы «т» — например, в дополнение к обычной «т» была ещё «высокая т» и «трёхногая т», и я так понимаю, учёные всё ещё спорят, как так вышло и зачем.

Вообще ситуация, когда кроме тебя грамоте обучено очень ограниченное количество людей в округе, включая твой собственный монастырь, она, наверное, стимулирует креативность. Потому что фиг кто тебе докажет, что ты не прав — орфографический словарь ещё не изобрели.

И следы этого хорошо видны в удивительных приключениях буквы «о» в старославянском.

 

Так например букв «о» в старославянском было три. Было обычное «о», было «широкое о» и «узкое о». Чтобы вы сразу понимали уровень наркомании в этом вопросе, я хочу отдельно отметить, что «широкое о» было широким не только в ширину, но и в высоту. Для чего у него сверху и снизу присутствуют такие как бы чёрточки. Которые с моей точки зрения символизируют маленькие ручки, растягивающие букву «о» из последних сил. (Поручик, молчать!)

 

Обычное, широкое и узкое о в старославянском.

 

Если у вас такой же пытливый ум, как у меня, то вам, конечно, интересно, зачем такое богатство. Объясняю. Буква «широкое о» использовалась в начале слов (например, в слове ѻтрокъ), также в начале второй части сложных слов «ѻбоюдуѻстрый„), в начале корней в середине слова (праѻтецъ), и почему-то в некоторых географических названиях (река iѻрданъ), и ещё для обозначения цифры 70, потому что наши предки обозначали цифры родными православными буквами, а не этими вашими чужеродными арабскими цифрами.

 

Не факт, что шрифты сайта отображают эти буквы правильно, так что вот иллюстрация.

 

«Узкое о» же применялось только и исключительно в составе диграфа «оу». Чтобы меньше занимало места. Логично, кстати.

 

А теперь перейдём к настоящему креативу.

В старославянских рукописях и книгах также встречаются такие феноменальные в своём остроумии буквы, как:

«О с крестом». Это буква «о» с крестом внутри неё. Она использовалась при написании слова «Ꚛкре́стъ» и производных от него.

Вот вдумайтесь сейчас, как это прекрасно и логично. Пишешь: окрест, и сразу в «о» ставишь крест. Чтобы была полная и окончательная ясность. Какая смелость мысли здесь сокрыта! Какая незашоренность мышления!

 

«О с точкой». Это буква с точкой внутри. Она использовалась при написании слова «ꙩко», и внутрь «о» ставили точку, чтобы собственно было похоже на это самое око. Глаз и зрачок. Логично? Логично!

«О с двумя точками». Вы сейчас предположите, что это когда два глаза. И — невероятно! — вы будете совершенно правы. «О с двумя точками» использовалось при написании слова «ꙫчи». Одно око — одна точка. Два ока — две точки.

 

Старославянские буквы «о с крестом», «о с точкой» и «о с двумя точками».

Не факт, что шрифты сайта отображают эти буквы правильно, так что вот иллюстрация.

 

Некоторых писцов, впрочем, это не устраивало. Как так, точек две, а «о» одно. Это получается глаз с двумя зрачками, что ли? Неаккуратненько. И они слово «очи» писали с другим вариантом буквы: как бы слипшиеся два «о» с точкой в каждом из них. Вот так: «ꙭчи». Тоже красиво.

Нелишним, кстати, будет добавить, что особо усердные писцы иногда пририсовывали к этим буквам реснички. Это одновременно логично и прекрасно. Око так око, чего уж там стесняться.

 

Здесь отдельной строкой я хочу отметить, что вот весь этот безумный креатив зафиксирован в стандарте Unicode 7.0 и даже существуют шрифты, которые всё это богатство поддерживают. То есть это вот всё существует не где-то сферически в вакууме, оно, например, есть в шрифте Calibri, который наверняка установлен у вас на компьютере. И вы тоже можете писать «око» и «очи» с буквами-глазиками. Никто вам не может запретить, вы можете стать бунтарём, пойти против общественного мнения, нести в массы прекрасное.

 

И вот тут самый драматичный поворот сюжета приближается.

После того, как неизвестный старославянский писец (или группа их, действующая по предварительному сговору) со своей железобетонной, хотя и несколько монтипайтоновской логикой, разобрались со словами «око» и «очи»…

…после этого им встретился пассаж «серафимы многоокие». И у нашего безымянного героя засвербели ладошки в предвкушении. И он создал шедевр: букву «о многоокое». Которая используется только в этом слове, и нигде больше.

И она прекрасна.

 

Старославянская буква «О многоокое», моя любимая.