Всё, что вы хотели знать о забастовках в Голливуде, и почему новых сериальчиков пока не будет.

 

Итак.

В данный момент происходит сразу две забастовки в Голливуде: бастуют сценаристы (впервые с 2007 года) и к ним присоединились актёры (впервые с 2000 года) — а первый и единственный раз две эти гильдии бастовали одновременно аж в 1960 году, кстати под руководством Рональда Рейгана.

Так что это очень серьёзно. Кстати, последняя забастовка сценаристов продлилась 100 дней и ущерб от неё (недополученная выгода) оценивается в 2.1 миллиарда долларов.

Это Рональд Рейган. Перед тем, как стать президентом, он не только пел и танцевал, а ещё нагибал железной рукой мультимиллионные корпорации и разрушил жизни тысяч людей, заподозренных в симпатиях к коммунизму.

 

Производство сериалов и фильмов сейчас остановлено чуть более, чем полностью, поскольку даже те сериалы и фильмы, которые отсняты, и находятся на стадии монтажа или переозвучки, например, — они часто требуют сценаристов, чтобы подправить какую-нибудь реплику, или ещё что-то сделать. А сценаристы не работают.

Точно так же остановлено производство всех вечерних шоу: ни Джей Лено, ни Saturday Night Live не выходят в эфир, потому что сценаристы не работают.

Точно так же есть проблемы с ток-шоу, потому что актёрам в них появляться теперь некомильфо, по крайней мере категорически нельзя рекламировать свои фильмы. Это особенно смешно, если актёр является и режиссёром: он может появиться в телевизоре как режиссёр своего фильма, но не может комментировать как исполнитель роли.

 

ЗАЧЕМ ЭТО ВСЁ

Забастовка началась со сценаристов, актёры подключились в процессе. Чего они хотят? Они хотят больше денег, это понятно. Но в этот раз рутинные и чуть ли не ежегодние переговоры с представителями студий зашли в тупик, потому что есть два основных больных вопроса для сценаристов и актёров, и это:

- стриминговые платформы

- искусственный интеллект.

Давай начнём со стриминга.

 

ПРОБЛЕМА РАЗ: СТРИММИНГ

Сценаристы получают не только зарплату — они ещё получают так называемые residuals, то есть отчисления за повторный показ фильмов и сериалов. Каждый раз, когда сериал транслируют на кабельном ТВ или даже в самолёте, каждый раз сценаристу капает денежка. Это очень удобно, чтобы не сдохнуть от голода, особенно потому, что в отличие от дворников, сценаристы работают не каждый день и не каждый месяц.

Пробема в том, что с тех пор, как эта удобная и хорошая система была введена, появились стриминговые платформы (Netflix, Amazon, Disney+) и всё поменялось радикально.

У меня в тик-токе есть один сценарист (работавший над Family Guy в том числе), он некоторое время назад раз в месяц записывал ролик, в котором открывал конверты с чеками и смотрел, сколько он заработал на отчислениях. И там интересный паттерн наметился: например, он открывает конверт с чеком, за сериал "Family Guy", показ по кабельному — 400 долларов. Приятно. Открывает следующий конверт, за сериал "Family Guy", показ на стриминге — 4 доллара и 81 цент. Неприятно.

Что же радикально поменялось со стримингом? Давайте просто посмотрим в википедию, например, на фильм The Irishman, с режиссёром Мартином Скорсезе, и в главных ролях Роберт де Ниро, Эл Пачино и Джо Пеши. Тяжеловес, блокбастер. Давайте посмотрим, что написано в википедии.

Бюджет и сборы фильма The Irishman

А в википедии написано, что При бюджете от 159 до 250 миллионов, кассовые сборы у фильма всего 8 миллионов. Почему так вышло? Может, фильм говно? Может, актёры не умеют играть? Может режиссёр дурачок? В любом случае, кажется, это полный провал?!

Так вышло потому, что фильм вышел в ограниченный прокат в кинотеатрах, где заработал около 8 миллионов. А потом он показывался на Netflix, где он заработал примерно да пошёл ты на хуй, какое твоё дело, блядь, и вообще это не фильм заработал, а удобный сервис Netflix, а фильм ваш тут вообще ни при чём, что хотим то и показываем.

Да, вы правильно поняли. Netflix и другие стриминговые платформы скрывают реальные прибыли от фильмов и сериалов.

Причём это очень смешно организовано. Потому что технически Netflix действительно не зарабатывает показом фильмов и сериалов. Технически Netflix зарабатывает подписками пользователей, а фильмы и сериалы показывает им бесплатно в рекламных целях. И поэтому технически не должен делиться этими деньгами со сценаристами, актёрами, режиссёрами и т.д.

Которых это, разумеется, не устраивает. Потому что чеки на 400 долларов превращаются в чеки на 4 доллара.

Как уже было сказано, переговоры зашли в тупик, и сценаристы объявили забастовку. И тут какой-то умный человек из числа руководителей студий прокомментировал это следующим образом (цитата приблизительная): «А давайте просто подождём, пока у них закончатся деньги и банки начнут забирать у них дома за просроченные ипотеки, и тогда они согласятся на наши условия как миленькие».

Ну тут конечно многие сказали «Да вы охуели», и забастовку начали (пока ещё самостоятельно) поддерживать многие известные люди, и актёры в том числе, а акётр Рон Перлман записал видеообращение с откровенными угрозами, он там сказал, что люди теряют дома по разным причинам, иногда просто потому, что мы узнали имя и адрес этого пидараса, и мы их обязательно узнаем.

Актёр Рон Перлман (справа)

Но это не конец нихуя.

 

ПРОБЛЕМА ДВА: ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ

Гильдия сценаристов очень обеспокоена искусственным интеллектом, и пока вы тут играетесь с ChatGPT, сценаристы неиллюзорно видят перспективу, что он их начнёт успешно заменять. Это им не нравится, и они хотят как максимум — запретить использовать AI для написания сценариев, а как минимум — хотя бы запретить ему обучаться на их сценариях.

И тут случилась интересная коллизия ещё и с гильдией актёров, потому что они тоже вели переговоры со студиями, и тоже на тему AI. Потому что технологии шагнули так далеко, что в «Звёздных войнах» играет мёртвая Кэрри Фишер, и это уже не шуточки, и не фильм "Looker" 1981 года по сценарию Майкла Крайтона, где киностудия сканировала моделей, использовала в рекламе их компьютерные копии, а потом убивала их, чтобы не платить (ишь, пророк писькин). Это уже вот, за окном всё происходит.

И вот в рамках переговоров с актёрами киностудии предложили такой охуенный план: а давайте мы будем иметь право отсканировать актёра массовки или там второго плана, заплатим ему за один день работы, и будем иметь право использовать его внешность вечно и бесконечно, без его согласия, и без дополнительной оплаты. Отличная же идея, правда?

Нет, они серьёзно это предложили. Это не я придумал, это реально они с таким предложением пришли на переговоры.

И тут объединённая гильдия SAG-AFTRA, включающая в себя кино-, теле- и радиоактёров, немного прихуела и тоже решила, что наверное пора побастовать, пока студии чуть-чуть не придут в чувство и не начнут снова принимать таблетки.

Интересный факт: гильдию SAG-AFTRA сейчас возглавляет Фрэн Дрешер, известная нам как няня из сериала "The Nanny".

Няня Вика (зачёркнуто) няня Фрэн, ныне — третий президент гильдии актёров

 

ИТОГИ ПОДВЕДЁМ

В обозримом будущем кина не будет, а также сериалов, вечерних шоу, и ещё там по мелочам. Кроме тех компаний, которые заключат сепаратное соглашение с гильдиями (такое возможно), временное или постоянное.

Так что если вы ждёте новые сезоны "Stranger Things" или там "The Umbrella Academy", то можете расслабиться, пока ничего не будет.

Зато можно понаблюдать в прямом эфире, как вершится судьба одной из важных индустрий развлечений, а заодно и будущее искусственного интеллекта.

 

Отдельно мне хотелось бы вам сказать по секрету, что США уверенно держит первое место в мире по количеству смертей в результате разногласий профсоюзов с работодателями, не менее 1100 смертей по консервативным подсчётам. Очень интересно, сожгут ли дом умнику из киностудии, и будет ли он надёжно закрыт в нём.