Визит Петра Порошенко в Вашингтон стал одной из топ-тем для украинских СМИ. Увы, но конкретикой данный визит не изобиловал. В частности, первые лица США так и не затронули ключевой вопрос для Украины – дальнейшую судьбу конфликта на Донбассе.
С ног на голову
В то же время, во время визита в США П.Порошенко пообещал в скором времени представить законопроект о реинтеграции Донбасса. Не исключено, что инициатива президента – это лишь ответ на предложенный секретарем СНБО А.Турчиновым законопроект «О государственной политике восстановления суверенитета Украины над временно оккупированными территориями Донецкой и Луганской областей». Если ВР примет такой закон – такой шаг грозит подорвать букву и дух Минских соглашений, безальтернативность которых признают все международные акторы. Дело в том, что признание Донбасса «оккупированной территорией» снимает с украинского руководства обязательства по осуществлению социальных выплат гражданам неподконтрольных сел, поселков и городов. Еще одно последствие официального объявления «оккупированной территорией» означает, что переход к политическому блоку вопросов может состояться только после передачи контроля над границей (что, как известно, является последним пунктом «Минска-2»).
По всей видимости, власть пытается перехватить повестку у целого ряда политиков и представителей крупного капитала, предлагающих собственные планы урегулирования конфликта на Донбассе и поиска компромисса с РФ. Наиболее громкие, наделавшие шума в западной прессе – это инициативы Пинчука и Артеменко. Но украинские «верхи» показали, что все еще не готовы выслушивать альтернативные мнения: против Пинчука началось уголовное производство, а Артеменко лишили украинского гражданства. Впрочем, следует отметить, что обнародованные инициативы серьезно хромали на одну и ту же ногу, а именно – слабо соответствовали внешне- и внутриполитической реальности.
Как бы там ни было, но прислушиваться к мнению сильных мира сего Киеву все-таки приходится. Так, в ходе одного из прошлых заседаний Трехсторонней контактной группы в Минске представитель РФ Борис Грызлов заявил, что Москва настаивает на предоставлении отдельным районам Донбасса особого статуса по «формуле Штайнмайера».
Задача по выполнению Минска-2
Напомним, что предложения главы МИД ФРГ Франк-Вальтера Штайнмайера и главы МИД Франции Жан-Марка Эро, прозвучавшие в сентябре 2016 года в Киеве, фактически перекликаются с предложениями Виктора Медведчука. Спецпредставитель Украины по вопросам гуманитарного характера в Минске – пожалуй, наиболее результативный участник Минского процесса, в чьем активе освобождение порядка 400 украинских пленных.
Показательно, что в течение последних месяцев западная пресса (The Financial Times, Reuters и ряд других СМИ) проявляет пристальный интерес к Медведчуку. Так, редакция Reuters даже задала политику некоторое количество вопросов, связанных с его деятельностью как международного переговорщика, дав понять ширкоой аудитории, что он вовлечен в решение широкого круга проблем, включая восстановление экономических отношений между Киевом и Москвой, а также отношения между США и КНР.
Массовый интерес со стороны западных СМИ может свидетельствовать, что Запад ищет фигуру политика, который располагает доверием всех вовлеченных сторон, может стать ключевым коммуникатором между ними и способен сформулировать повестку переговоров – как для Украины и РФ, так и для треугольника «США-ЕС-Россия».
Еще один аргумент в пользу Медведчука – это разработанный им мирный план. Его характеристики заключаются в том, что это а) единственный известный план мирного урегулирования, который четко соответствует обязательствам Украины по Минским соглашениям; б) алгоритм прекращения войны, который предлагает пошаговый механизм реализации пунктов Минска-2 путем принятия на стартовом этапе 4 (четырех) законов:
- об амнистии и отказе официального Киева от преследования участников конфликта на Донбассе;
- конституционные изменения в части децентрализации;
- о проведении выборов в ОРДЛО;
- об особом порядке местного самоуправления в ОРДЛО.
В вышеприведенном плане политико-дипломатического урегулирования из четырех законопроектов украинскую «партию войны» не устраивает, что амнистия и выборы пройдут до установления контроля над государственной границей (как это, к слову, предполагает «Минск-2»).
Что такое «дух» и «буква» Минских соглашений
В свою очередь, законы об амнистии и местных выборах в ОРДЛО – это и де-юре и де-факто добровольный возврат граждан, проживающих на неподконтрольных территориях, под юрисдикцию Украины.
Важно, что позиция Госдепартамента США звучит в унисон с предложениями Виктора Медведчука. Выступая в Палате представителей, госсекретарь США Рекс Тиллерсон заявил о том, что правительства Украины и РФ могут найти компромисс и вне рамок Минского формата. Это, в свою очередь, перекликается со словами Виктора Медведчука, прозвучавшими в интервью испанскому изданию El Pais, что «если Минские соглашения невозможно выполнить, тогда надо руководствоваться духом Минска».
В юридической терминологии под духом закона подразумевают высшую целесообразность, ради которой принят нормативно-правовой акт. Если применить понятие «дух закона» в отношении «Комплекса мер», тогда согласно духу Минских соглашений необходимо предпринять все возможные действия для снижения градуса противостояния в обществе и в конечном итоге восстановить мир в стране. Следовательно, необходимо решить ряд взаимосвязанных задач:
— снять блокаду с Донбасса;
— вернуть украинскому государству монополию на применение силы (во избежание ситуации, когда самозваные «активисты» подменяют собой государство, принимая решение карать или миловать);
- наделить регионы Украины широкими полномочиями – закрепить за местными органами власти право распоряжаться собранными на своей территории налогами, расширить гуманитарно-культурные права;
- прекратить использование «языка вражды» в отношении политических оппонентов и т.д.
Если консенсус относительно урегулирования не будет найден в Украине, то его, по всей видимости, найдут за рубежом. Так, в июле состоится саммит «Большой двадцатки» в Гамбурге, где в формате США-ЕС-РФ неизбежно будут обсуждаться пути урегулирования конфликта на Донбассе. Едва ли сильные мира сего будут считаться с интересами Украины. Поэтому в интересах Украины разрешить военный конфликт самостоятельно, путем выполнения Минских соглашений и общенационального диалога, не делегируя свой суверенитет третьим государствам в лице США и других.
Владимир Воля