Давно прогнозировал примитивизацию военного дела во время Второй Тридцатилетней войны. Рассмотрим её на примере обучения …Вермахта.
К началу войны каждый полк Вермахта имел свой учебный батальон, который по структуре был точной копией боевого. Специалисты полкового уровня готовились отдельно. Базовая учебная подготовка в учебных пехотных подразделениях Вермахта обычно занимала 16 недель. Срок подготовки добровольного кандидата на звание унтер-офицера в училище унтер-офицеров сухопутных войск составлял 10 месяцев. Подготовка кандидатов в офицеры резерва в военное время занимала, как правило занимала 16-20 месяцев, включая обязательный срок службы в боевых условиях. Эти временные рамки несколько отличались для кадровых офицеров и офицеров запаса, но стандарты обучения были идентичны. Подготовка кандидата на звание офицера в военное время состояла из трёх этапов. Первый этап – 10 месяцев. Из них 4 месяца базовой военной подготовки и 4 месяца по программе подготовки унтер-офицеров. После чего кандидаты в офицеры направлялись на фронт на срок не более 3 месяцев с целью проверки их командирских способностей на поле боя. После «крещения на поле боя» они официально становились кандидатами в офицеры – Fahnenjunker и обучались ещё 3-4 месяца. Успешно прошедшие этот этап становились старшими кандидатами в офицеры – Oberfahnriche и направлялись в училища старших кандидатов в офицеры по своей специальности (пехота, панцерваффе и т.д.). И только после этого они повышались в звании до лейтенанта. Это описание системы обучения будущих офицеров начиная с гражданского добровольца. Если кандидат проходил начальную военную подготовку или унтер-офицерскую подготовку ранее, то он эти этапы, естественно пропускал. Такая многоуровневая система обучения кадров действующей армии действовала вплоть до февраля –июня 1944 года, когда Германия упёрлась в исчерпание мобилизационного ресурса.
Многоуровневая система позволяла обучать личный состав без его долгого отрыва от фронта! Училища и курсы во время активных боевых действий т.е. летом и зимой обучали добровольцев из гражданских, не обладавших боевым опытом. А когда на восточном фронте была осенняя или весенняя распутица эта система переключалась на обучение прибывших с фронта. В результате у немецкого рядового состава была простая и понятная карьерная лестница без отрыва от фронта от начальной подготовки производства в офицеры! Три месяца храбро воюешь – три месяца проходишь очередной этап обучения. Немцы от природы отличные служаки и эта прозрачная система карьерного роста существенно повышала их мотивацию. Важнейшим фактором этой системы было то, что после каждого этапа обучения её выпускник в новом качестве возвращался в свою же дивизию. Поэтому, командование полкового-дивизионного уровня было заинтересованно отправлять лучшую часть своего личного состава на очередной этап обучения. Но был и другой временной график обучения, когда понесшая значительные потери на восточном фронте дивизия снималась с фронта и отправлялась на Западный Вал, где проходила переформирование, которое длилось в зависимости от процента потерь и 6 и 9 месяцев. При этом оставшийся в живых личный состав, в добровольном порядке, направлялся на обучение не одного, а сразу двух или трёх этапов обучения. Так Вермахт решал вопрос дефицита квалифицированных младших командиров. В российской армии сейчас огромный дефицит младших офицеров. В украинской, наверное, тоже. Досрочные выпуски из военных училищ проблему не решают. А система обучения Вермахта решала проблему комплектации квалифицированными офицерами примерно до 1944 года по пехотным и танковым дивизиям и до лета 1943 года по летчикам-истребителям. Пример того, насколько эффективным был немецкий подход к обучению. После зимнего наступления 1941 года большевики полагали, что ряд элитных дивизий Вермахта и СС понести настолько сильные потери, что восстановлению не подлежат. А тем временем эти элитные дивизии переформировались и обучались во Франции примерно в течение целого года. Так возникло лучшее танковое соединение Второй Мировой – Второй танковый корпус СС. Примерно то же самое делает сейчас и Украина. После завершения мартовских боев ряд элитных частей украинской армии находится в резерве на переформировании. Насколько можно судить из открытых источников примерно также сейчас поступает и российское командование с Псковскими десантниками и некоторым другими элитными частями. Но до уровня обучения Вермахта 1939-43 годов современным армиям далеко. Примитивизация, однако…
Ну и рекомендация для западных союзников Украины – пора переходить от базовой военной подготовки украинских добровольцев к подготовке унтер-офицерского (сержантского) и офицерского состава по немецкой методике нескольких этапов обучения с боевой практикой между ними.