Я поддерживаю прогрессивную Украину. Так уж сложилось, что Украина сейчас оказалась на обочине истории. Мы отстаем от мировых темпов глобализации, а мышление большинства украинцев, особенно тех кто «в возрасте», отстает от быстро меняющегося мира. Я знаю о чем говорю, ведь я, несмотря на свой возраст, общаюсь с большим количеством более взрослых людей. Конечно, молодой возраст — не залог прогрессивного мышления, поэтому не нужно думать, что все молодые — прогрессивные, а все кто старше — отсталые. И все же, чем старше украинец, тем дальше он в XX веке. Это правда, хоть это очень не хочется признавать. Украина сейчас болеет теми болезнями и сталкивается с теми проблемами, которые большинство европейских государств прошли вообще в середине XIX века. И может сложиться ощущение, что это трагическая пропасть. Уверяю вас, это не так.

Ключевой вопрос, который следует задать — навсегда ли это или же мы можем это как-то переломить? Но есть еще один — почему мы отстали?

По правде говоря, отстали не только мы. В мире сотни стран, которые отстают от наиболее развитых стран мира. Однако, Украина имеет очень существенное отличие. Мы не Зимбабве и не Вьетнам, а отстаем мы абсолютно по другим причинам. Причина «их» отставания — общая отсталость. В плане технологического уклада, скорости социальных изменений и так далее. Эти страны отстали по одной причине — Европа, в силу географических и, как следствие, экономических особенностей, в XVI-XVIII веке смогла развиться намного быстрее чем другие части света. Ну и дальше пошло-поехало. В это нету смысла углубляться, поскольку это тема абсолютно другого разговора. Вернемся к нашей стране. Мы не Зимбабве или Конго, мы развивались примерно в том же темпе, что и остальная Европа. Вернее, Восточная Европа всегда чуть отставала от Западной, однако этот разрыв никогда не был столь драматичным как в наши дни. Как ни странно, речь идет не только лишь об Украине. Отстали все страны пост-социалистического блока. Я склонен считать, что дело в очень банальной вещи — отсутствие конкуренции идеологий. Так уж вышло, что XX век наложил на «небольшую отсталость Восточной Европы от Западной» еще одну проблему. Да, Восточная Европа всегда немного отставала с изменениями, однако сохраняла относительную динамичную политическую конкуренцию. В XX веке эта конкуренция идеологий и идеалов была практически полностью уничтожена. И это одна из проблем, которая так сильно мешает нам развиваться сейчас.

Слово «идеология» нынче звучит весьма страшно и его стараются не употреблять. Но что такое идеология? Очень просто — это совокупность «концептуально оформленных идей». Это означает, что если у меня есть идея, допустим, что «все должны быть равны перед законом», то моя идеология должна раскрывать как именно такое равенство может быть достигнуто.

Подчеркну, я имею ввиду не государственную идеологию, а именно идеологию определенной политической группы, чаще всего партии. Государственная идеология (а это именно то, что мы наблюдали в социалистических странах) всегда ведет к деградации, ведь она убивает конкуренцию идей и, соответственно, прогресс. Наоборот, разнообразие политических идеологий способно создать эту самую конкуренцию и, в результате, дать стране возможность выбрать именно тот путь развития, который окажется наиболее приемлемым и, если хотите, соблазнительным.

Почему же после развала социалистического блока на наших землях не расцвели идеологии? Начнем с того, что быть «человеком без идеологии» всегда лучше, ведь вы ничем не связаны. Вы всегда можете совместить требования приватизации с требованием снизить налоги, а в довесок добавить требование увеличить социальные пособия. Будь у вас идеология, на вас бы смотрели как на идиота. Однако у вас ее нету, поэтому вы просто улыбаетесь и говорите что-то в духе «так буде кращє».

Хрестоматийный пример того, что идеология может вам только мешать — Михаил Горбачев. Я отношусь к нему весьма нейтрально, но то что идеология ему очень сильно мешала — факт. Понятно, что марксистская идеология во времена Михаила Сергеевича воспринималась уже скорее как рудимент, но именно она во многом разрушила восприятие его реформ. Как же это так — Генеральный секретарь ЦК КПСС предлагает перейти «к рынку».

Однако идеология может играть и очень позитивную роль, ведь она создает адекватное политическое поле. Не конкуренцию обещаний, а именно конкуренцию идей в голове у человека. Избирателю легко объяснить, почему нужно «повысить пенсии в два раза» или «уменьшить цены», но намного тяжелее объяснить, почему нужно легализовать гей-браки или увеличить налоги. Это так, для примера.

Мне могут возразить, что в Европе идеологические партии сейчас проигрывают популистам. Это очевидно. Однако эти партии проигрывают не из-за своей идеологии, а из-за того, что они теряют свою уникальную идеологию. Приведу очередной пример — ХДС и СДПГ в Германии были достаточно разными, в идеологическом плане, силами. Однако в последнее время их идеи настолько близки и схожи, что их можно спутать. И, поверьте, ренессанс «популизма» не продлится долго, а то, что мы сейчас называем «популизмом» постепенно получит собственный идеологический окрас.

Но постойте, в Украине ведь тоже есть партии с собственной идеологией! Действительно, есть. И это очень маргинальные партии: 5.10 и Свобода. Одни это либертарианцы, а вторые — националисты. Но есть ли хоть одна партия с адекватной, продуманной и четкой идеологией, которая бы могла, хотя бы в теории, претендовать на то, чтобы получить поддержку относительного большинства. Пока что я такой не вижу.

Казалось бы, самое время сказать, что нам нужны партии и движения с идеологией. Но не все так просто. Нельзя просто выдумать идеологию и сразу же создать под нее партию. Выработка идеологии очень длительный процесс и требует не столько создания партии или еще чего-то, сколько наличия сути. Можно конечно открыть учебник по политологии и сказать «Пусть будет консерватизм!» или «Пусть будет либерализм!», однако это лишь теоретические термины, а реальное значение они обретают только после того, как достаточно большое людей проникнутся КОНКРЕТНЫМИ ИДЕЯМИ для КОНКРЕТНОЙ СТРАНЫ. Нельзя просто скопировать идеологию из учебника и попытаться ее внушить людям, идеология должна быть живой и отвечать на реальными вызовы своего времени. И эту идеологию нужно продвигать, просвещать людей и объяснять им, почему этот набор идей — очень важен.

Я твердо убежден, что изменить тренд все большего отставания Украины возможно, но это требует серьезных усилий значительной части общества. Усилий по созданию «позитивной» повестки. Всем, кто хочет что-то изменить, нужно не только критиковать, но и создавать новый нарратив. Предлагать свои решения и продвигать их среди людей. Если вы уверены, что в Украине нужно легализовать проституцию, убеждайте в этом знакомых и близких, объясняйте им, почему это важно. Если вы уверены, что нужно запретить аборты, так же рассказывайте и распространяйте свою точку зрения.

Идеология неразрывно связана с политикой, но политика это не выборы президента и не разборки с очередным депутатом. Политика это вся наша жизнь, даже если вы говорите что вы «вне политики», но самое главное, политика намного ближе чем кажется. Задайтесь вопросом — какая моя идеология и не поленитесь рассказать об этом знакомым. Если мы хотим что-то изменить, то нам всем придется стать политиками. Звучит сложно, но это единственный выход.