Уже много лет у нас доброй традицией является начинать текст из рубрики «Мнение» или «Размышления» со слов «Украина сегодня стоит на распутье…». Автор решил нарушить эту традицию и начать с «Украина сегодня движется по узкой колее». И отсюда вполне логично проистекают первоочередные задачи: не сойти с колеи и не вылететь на обочину, а также – как можно быстрее пройти это узкое место, чтобы выйти к новой развилке, где у нас вновь появится возможность выбора.
Последние соцопросы в США показали, что Байден уже как минимум на 5 процентов опережает Трампа в будущей предвыборной гонке. Разрыв, конечно, пока не ахти какой, но о многом заставляет задуматься.
Наша нынешняя «колея» сформировалась по итогам Майдана 2013/14 годов, обязательств, взятых в рамках Договора об Ассоциации и углубленной Зоны Свободной Торговли и кредитных программ МВФ, Мирового Банка, ЕС и т.д. Вопрос возврата назад уже не стоит, однако, дискуссия о некоторых корректировках вполне уместна.
Впрочем, главной угрозой на сегодня является опасность «сойти с рельс» в результате переоценки собственной значимости в процессах, лежащих далеко за границами Украины – не только в географическом, но и политическом смысле.
Так, например, официальный Киев до сих пор сталкивается с малоприятными последствиями неуклюжей попытки ряда высокопоставленных лиц повлиять на результаты президентских выборов в США в 2016 году, используя записи в т.н. Амбарной книге Партии Регионов, что привело к уголовному преследованию и последующему тюремному заключению главного стратега избирательной кампании Трампа – Пола Манафорта.
Спустя четыре года уже сложно сказать, были ли продиктованы эти действия смелостью (связанной с осознанным риском оказаться в числе проигравших) или верой в безнаказанность (ибо многие даже авторитетные эксперты предрекали безоговорочную победу Хиллари Клинтон). Однако, по итогу проиграли не только те, кто сделал ставку на демократического кандидата, но и, в целом, вся Украина.
Кроме того, большой политический провал официального Киева в связи с битой ставкой на результат американских выборов усугублялся такими «мелочами», как сохранение в Вашингтоне того самого посла Валерия Чалого, который принимал открытое участие в кампании в поддержку Клинтон, вплоть до открытой агитации американцев украинского происхождения в радиопрограмме. Представляете, как смотрели летом в Вашингтоне на г-на Чалого, который пытался наладить коммуникацию нового Президента Украины с Белым Домом?!
Ну, а победитель – Дональд Трамп со временем потребовал от Киева сатисфакции: расследовать самому либо передать в Вашингтон материалы расследования по так называемому «делу Байдена». В противном случае…
Тут, видимо, пора поставить точку и не уточнять – угрожал, предупреждал, намекал ли Дональд Трамп Владимиру Зеленскому на приостановку военной помощи или просто ставил две проблемы рядом, позволяя додумывать собеседнику. Главное то, что одни руководители Украины в 2016 году посеяли ветер, другие – в 2019/20-м пожинают бурю, связанную с нарастающим накалом противостояния республиканцев и демократов.
Теперь можно ожидать увязывание «срочного» расследования «дела Байдена» в Украине с выдачей американских гарантий на очередной миллиардный кредит – со стороны команды Трампа. И заверения в стратегическом союзничестве, но после победы на выборах – со стороны команды Байдена.
На самом же деле, сегодня никто не может дать гарантии как повторной победы Дональда Трампа (пандемия, повлекшая за собой спад экономики и рекордный уровень безработицы играют против его переизбрания, об этом же говорят и соцопросы, в которых Трампа уже готовы поддержать всего 46% избирателей против 51% готовых голосовать за Байдена), так и того, что в случае возможной победы Джо Байдена Украина останется у него и его команды в числе приоритетов.
Для украинской власти, в ее нынешнем экономическом положении и надеждах на внешнюю финансовую помощь, приоритетом должен стать нейтралитет во внутриамериканском противостоянии и отсутствие пристального внимания со стороны вашингтонского истеблишмента. А не попытка угадать, кто победит, чтобы сделать на него свою ставку ва-банк.
К слову сказать, возникшая далеко не на пустом месте дискуссия на тему «проживет ли Украина без западных кредитов?», носит на сегодня во многом абстрактный характер. Безусловно, такая постановка вопроса вполне логична в среднесрочной перспективе, а в долгосрочной вообще только ответ «ДА!» является единственным возможным.
Однако, в краткосрочном временном горизонте – 2020/21 гг. у Киева напрочь отсутствует запас прочности для того, чтобы совместить обслуживание долговой нагрузки, дальнейшее реформирование экономики (которое, кроме новаций должно включать в себя также устранение многочисленных «косяков» предшественников) и преодоление последствий эпидемии COVID-19. Именно поэтому новая кредитная программа МВФ была для Украины неизбежной, однако ее выполнение должно сопровождаться разработкой и внедрением тех экономических инструментов, который позволят сделать эту программу МВФ последней, как минимум – на десятилетия.
К слову сказать, в несомненную заслугу украинской власти можно поставить тот факт, что новые кредиты МВФ будут выданы в рамках менее обременительной с точки зрения взятых на себя обязательств программы stand-by, а не долго и мучительно обсуждавшейся EFF. И появление этого, наименее обременительного финансирования дает Киеву не только передышку с точки зрения выполнения бюджетных и финансовых обязательств. Но и с точки зрения независимости в краткосрочной перспективе от хитросплетений политической борьбы за пост Президента США, в которую Украину вновь пытаются втянуть.