Психология жестокости ОМОНа. Часть 2.

Обещал – публикую.

В первой части статьи мы обсуждали систему МВС и ее влияние на жестокость сотрудников. Вторая часть будет посвящена известным психологическим экспериментам, которые позволяют лучше понять тему жестокости.

Эксперимент Стенли Милгрэма. Испытуемый должен бить током человека, если он ошибается в запоминании пар слов. Испытуемый не видит жертву (которую на самом деле играет актер). С каждой ошибкой сила тока увеличивается. Если испытуемый проявлял колебания, то экспериментатор требовал продолжения одной из заготовленных фраз:

Результаты: 65% испытуемых в итоге дошли до максимальной силы тока в 450В.

Выводы: Практически любой человек способен стать садистом. Среди прочего нужно убрать жертву с глаз и наличие авторитетного вышестоящего, который будет говорить, что берет ответственность на себя.


Стэнфордский эксперимент. Группа из 24 добровольцев разделена случайным образом на «заключенных» и «тюремщиков». Их переодевают, помещают в организованные камеры. Охранникам предлагают:

«Создать у заключенных чувство тоски, чувство страха, ощущение произвола и того, что их жизнь полностью контролируется охранниками, системой, и у них нет никакого личного пространства… Нужно различными способами лишать их индивидуальности. Все это в совокупности создаст у них чувство бессилия. Значит, в этой ситуации у охранников будет вся власть, а у них — никакой.» (Спасибо, Вики).

Результаты: на второй день заключенные взбунтовались. Охранники в ответ начали издевательства над заключенными: физические упражнения, лишение теплых вещей, оскорбления. Эксперимент был прекращен на шестой день из 14 запланированных. Часть заключенных были в сильном шоке, у одного развилась психосоматическая сыпь. Из 50 наблюдателей, только 1 поставил вопрос о неэтичности происходящего

Выводы: власть, в особенности бесконтрольная, способна превратить обычного человека в садиста. Садист будет искренне выполнять свою работу, без подпитки и мотивации. Сила и право ее использования может опьянять людей, заставлять их вовлекаться в процесс и терять контроль над своими поступками.

Эксперимент с «Куклой БОБО». Детей (4-5 лет) приводят в комнату, где взрослый агрессивно ведет себя с большой надувной куклой: садится сверху, лупит молотком по голове, иногда сопровождая это агрессивными фразами. Затем ребенок переходит в другую комнату, наполненную игрушками, среди которых есть такая же кукла. Дети, которые наблюдали агрессивное поведение взрослых, демонстрировали значительно больше самостоятельных агрессивных поведенческих реакций по сравнению с группой.

Вывод: наблюдение за агрессией, может стимулировать человека к самостоятельным агрессивным действиям.


"Rhytm 0" Марины Абрамович. Абрамович должна была стоять смирно в течение шести часов, в то время как люди, которые пришли на нее посмотреть, могли делать с ней все, что им вздумается, используя любой из 72 предметов, которые она положила на стол рядом. Среди предметов были карты, перья, зеркало, бритва, роза и т.д. То есть, часть из них была «мирной», а часть – могла причинить вред.

Марина Абрамович взяла на себя полную ответственность за происходящее. Вначале действия по отношению к ней, были достаточно мягкими: ее садили, поворачивали, гладили перьями. Насилие началось через 3 часа, когда ей лезвиями срезали одежду, ее начали колоть шипами от розы, к ее груди приставили заряженный револьвер, она подвергали сексуальному насилию.

Выводы: Безнаказанность повышает уровень агрессивности.

Теория разбитых окон (Здесь скорее феномен, а не эксперимент, ну, да ладно). Иллюстрация: «Если в здании разбито окно, и его не заменить, то вскоре все окна в здании будут разбиты „небайдужими громадянами“. На бытовом уровне описывается идеей, что человек с большей охотой будет сорить там, где мусор уже есть, а в месте чистом – не будет. Теория развилась в концепцию – в чистом городе меньше преступлений, поэтому власти Нью-Йорка начали искоренять преступность через низкую толерантность к мелким правонарушениям, типа хулиганства и рисования на стенах. Теория подвергалась критике, но мне кажется, имеет право на жизнь.

Выводы: Толерантность к малому беспорядку увеличивает количество беспорядка. Когда беспорядок только начался, его остановить значительно проще, чем когда он уже развился.


Соберем выводы из экспериментов:

Большинство людей склонно к агрессии. Они готовы проявлять большую жестокость, если есть люди, готовые приказывают или могут взять на себя ответственность за агрессию. Безнаказанная агрессия провоцирует еще большую агрессию. Наблюдение за чужой агрессией, в особенности безнаказанной может провоцировать других людей на больших уровень агрессии. Агрессия опьяняет, захватывает людей и может привести к потере контроля над собой.

В третьей части мы попробуем свести вместе психологию и реальную жизнь