На 38 параллели, в демилитаризированной зоне в Пханмунчжоме, лидер КНДР Ким Чен Ын и президент Южной Кореи Мун Чже Ин провели переговоры о нормализации межкорейских отношений и движению к миру на полуострове. О причинах, которые подвигли Пхеньян к переговорам мы уже писали не однократно и большинство наших прогнозов нашло подтверждение. Предварительный итог встречи свидетельствует о том, что Киму-младшему удалось получить главный профит. Сеул согласился вести разговор о мирном договоре (между воюющими сторонами с 1953 года действует только соглашение о прекращении огня), постепенном снятии санкций в обмен на прекращение ядерных испытаний, а также начать реализацию инфраструктурных совместных проектов. Пхеньян получил знаковые уступки, заплатив за них пока декларацией о намерениях.
Пханмунчжомская декларация
27 апреля 2018 года лидер КНДР Ким Чен Ын и президент Республики Корея Мун Чже Ин подписали Пханмунчжомскую декларацию. Как и у многих соглашениях между Югом и Севером Кореи, в документе много пафоса и декларации. Это специфика политического этикета корейцев. Но в Пханмунчжомской декларации есть и сухой остаток. В ее тексте есть намеки на «дорожную карту» начала мирного сосуществования двух Корей и снижения градуса угроз в регионе.
1) Главным итогом переговоров в Пханмунчжоме является возобновления политики «солнечного тепла» в отношениях между Сеулом и Пхеньяном. Стороны договорились об институциональном оформлении диалога на высшем уровне, а также о «дорожной карте» контактов. До конца 2018 года Мун Чже Ин посетит Пхеньян; между КНДР и Южной Кореей должны пройти несколько раундов переговоров на уровне уполномоченных правительственных чиновников. В Сеул отправится группа северокорейских экспертов и чиновников для предметного разговора о логистике будущего сближения. Между лидерами двух стран будет установлена «горячая прямая линия», чтобы облегчить переговоры.
2) Стороны начали разговор об денуклеаризации Корейского полуострова. Согласие Ким Чен Ына поговорить о ядерном разоружении КНДР многие СМИ восприняли чуть ли не как капитуляцию Пхеньяна. В действительности, позиция Ким Чен Ына состоит в том, что он согласен начать процесс разоружения только тогда, когда «США уйдут из региона» и «перестанут угрожать КНДР». Возможно ли в краткосрочной перспективе уход США из Дальнего Востока? Естественно нет. Так о чем тогда договорились Ким Чен Ын и Мун Чже Ин?
КНДР согласилась заморозить ядерные испытания на полигоне Пунгери в провинции Хамгён-Пукто (сам полигон разрушен, часть горы Мантапсан обвалилась) и остановить пуски межконтинентальных баллистических ракет. В обмен на снятию нескольких кейсов санкций против Северной Кореи и отдельных лиц / компаний, разморозки внешнеполитических контактов, подписание договора о мире с США, начало реализации нескольких инфраструктурных проектов.
История договоренностей о ядерном разоружении КНДР достаточно длительная.
Первый ядерный кризис возник еще в феврале 1993 году когда генеральный директор МАГАТЭ Ханс Бликс выступил с инициативой о проведении в КНДР «специальной инспекции», объектов где разрабатывалось ядерное оружие. В итоге министр по атомной энергии КНДР проинформировал МАГАТЭ об отказе его страны разрешить эту инспекцию, а 12 марта — о решении отказаться от Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО). Кризис тогда затянулся на год. В США рассматривали идею нанесения ракетного удара по ядерному реактору в Йонбёне. Но после совещания объединённого комитета начальников штабов ВС США Пентагон отказался от этой идеи, в виду возможного развертывания боевых действий на полуострове и множества жертв. После нескольких раундов переговоров, 21 октября 1994 года, США и КНДР подписали «Рамочные соглашения». Документ, в частности, обязывал США предпринять меры по строительству в КНДР АЭС на двух легководных ядерных реакторах общей мощностью 2 млн квт, а также — еще до завершения строительства первого реактора к 2003 г. — обеспечить поставку в КНДР жидкого топлива в объеме 500 тыс. т в год. От КНДР было получено обязательство заморозки и демонтажа имеющегося газографитного реактора (1 ноября 1994 г. КНДР объявлено о приостановке строительства реакторов с графитовыми замедлителями). Тут важно указать на пункт «Рамочного соглашения» — «демонтаж» и реализация в виде «приостановки». Уже в 31 августа 1998 г. КНДР осуществила испытательный запуск трехступенчатой баллистической ракеты. Ядерный объект снова заработал. Рамочное соглашение потеряло всяческий смыл.
Второе крупное соглашение по ядерной программе КНДР было достигнуто в итоге шестисторонних переговоров (с участием России, США, Республики Корея, Китая и Японии) по выходу из кризиса. На третьем раунде шестисторонних переговоров (23 по 26 июня 2004 года) США согласились на «вознаграждение за замораживание». США предоставляли КНДР при посредничестве ООН продовольственную помощь. В ответ на это, Северная Корея заявила, что готова воздержаться от производства, испытаний и передачи ядерного оружия и заморозить все объекты, имеющие отношение к ОМУ.
Но уже 9 сентября 2004 года южнокорейским разведывательным спутником был зафиксирован сильнейший взрыв в провинция Янгандо, который был определен как испытание ядерного заряда. 10 февраля 2005 г. КНДР официально впервые признала наличие собственного ядерного оружия и заявила, что ядерные вооружения страны являются «всецело оборонительными» и будут оставаться «силой ядерного сдерживания».
Третий этап переговоров состоялся летом 2005 года. После длительных неофициальных консультаций, КНДР согласилась вернуться за стол шестисторонних переговоров по ядерной программе в Пекине. В качестве условия КНДР выдвинула одно требование — чтобы США «признали Северную Корею в качестве партнёра и относились к ней с уважением». 19 сентября 2005 года было принято «Совместное Заявление о принципах денуклеаризации».
За Северной Кореей признавалось право на мирное использование ядерной энергии, а все участники переговоров соглашались обсудить вопрос о поставке КНДР легководного ядерного реактора. Помимо подтверждения КНДР обязательств свернуть ядерную программу, вернуться в ДНЯО и под инспекции МАГАТЭ, в документе содержались заявления о намерении нормализации отношений между КНДР и США, и между Северной Кореей и Японией. В ноябре 2005 года Пхеньян даже заявил о готовности приостановить испытания ядерного оружия. КНДР пообещала отложить испытания ядерного оружия в качестве первого шага в рамках программы постепенного превращения Корейского полуострова в безъядерную зону. Но уже 20 декабря 2005 года Пхеньян сделал заявление об отказе от договоренностей из-за того, что «США прекратили поставку легководных реакторов» и в качестве реакции на слова посла США в Сеуле Александр Вершбоу, когда он назвал строй в Северной Корее «криминальным режимом».
Теперь мы имеем четвертую попытку прийти к пониманию в деле ядерного разоружения Северной Кореи.
Ким Чен Ын сказал правду, что не будет больше будить Мун Чже Ина ядерными испытаниями. На некоторое время. Но вот демонтаж установок, реакторов для производства боевого плутония и ликвидация ядерного арсенала в целом – это врядли.
3) Кэсонская промышленная зона возобновит свою работу. Лидеры Кореи договорились, создать совместный офис советников в Кэсоне для консультаций и решения вопросов двух народов. Напомним, что промышленный парк в Кэсоне был создан совместными усилиями КНДР и Южной Кореи в 2003 году. Комплекс включал 120 южнокорейских малых и средних компаний, осуществляющих производство автомобилей, одежды, посуды, часов и другой продукции на общую сумму, составившую 1,65 млрд долларов с 2004 по 2011 гг. На нем было занято 53448 северокорейских (72 % среди них были женщины) и 786 южнокорейских рабочих. Однако, в 2013 году функционирование Кэссонской промышленной зоны временно была приостановлено, а в 2016 г Южная Корея заявила о прекращении работы зоны после испытания КНДР ракеты дальнего радиуса действия. Рабочие были выдворены, а оборудование демонтировано. В то же время, нельзя сказать, что это был прибыльный проект. По итогам 2011 года 119 южнокорейских фирм в Кэсоне вышли в чистый убыток и лишь 4 получили прибыль. Но Сеул готов был нести издержки, предполагая политическую дополнительную стоимость. Зона в Кэсоне является символом возможного сотрудничества и для Пхеньяна, и для Сеула.
4) Созыв межкорейской встречи Красного Креста для решения гуманитарных вопросов, возникших из-за разделения нации; продолжение воссоединения семей 15 августа, на День Освобождения. Встречи разделенных семей проводились с начала 1980-х годов по линии обществ Красного Креста двух корейских государств. Позднее с помощью Южной Кореи недалеко от демилитаризированной зоны (ДМЗ) в курортных горах Кымгансан в КНДР был построен гостиничный комплекс для проведения встреч разделенных семей. В списке людей, ожидающих свидания со своими родственниками в Южной Корее значатся порядка 72 тыс. человек, причем значительная часть этих людей старше 80 лет. Для воссоединения каждый раз выбирают лишь несколько сотен из списка. При этом люди зачастую не знают, живы ли еще их родственники на севере. Само событие имеет символичное значение и пользуется поддержкой части южнокорейцев. Это электоральный профит для Мун Чже Ина. Для Ким Чен Ына – это поддержания идеи объединения нации, важная составляющая официальной идеологии. За последних 10 лет родных повидать смогли около 17 тыс. человек. Последняя подобная встреча прошла в октябре 2015 года.
5) Преобразование Демилитаризированной зоны на мирное пространство.Стороны договорились о прекращении всех враждебных действий с 1 мая этого года, включая пропаганду Юга через громкоговорители и разбрасывания листовок (КПД от такой пропаганды почти нулевое, но Пхеньян раздражает). Это логичное решение, поскольку ДМЗ фактически таковой не является достаточно долгое время. По условиям статуса границы, для разделения враждующих сторон и предотвращения возможного конфликта Соглашением о перемирии 27 июля 1953 года вводилась демилитаризованная зона общей шириной четыре километра — по два километра с каждой стороны (на 241 км.). В ДМЗ было запрещено нахождение любых видов оружия кроме легкого стрелкового. Правда, обе стороны допускали нарушения этих положений. В настоящий момент за южнокорейскую сторону ДМЗ отвечает Командование войск ООН, а за северокорейскую — сама КНДР. В 2013 году Северная Корея заявила о прекращении действия всех соглашений, включая о прекращении огня. В северокорейских частях, размещенных в ДМЗ, уже достаточно давно есть и тяжелые пулеметные установки калибра 14,5 мм, а также минометы, что является нарушением статуса ДМЗ. Согласно заявлению военного ведомства Республики Корея, 5 сентября 2014 года после соответствующих консультаций с южнокорейской стороной Командование войск ООН, было принято «Положение 551-1», согласно которому, вопреки статусу ДМЗ было разрешено введение в зону автоматических винтовок, легких и средних пулеметов калибра 7,62 мм, тяжелых пулеметов К 6 калибра 12,7 мм, автоматических 40 мм гранатометов К 4, безоткатных оружий калибра до 57 мм, 60 и 80 мм минометов, управляемых мин и прочих видов оружия. Если стороны вернуться к первоначальным смыслам ДМЗ – это существенным образом повысит доверие Сеула и Пхеньяна.
6) Преобразование Северной предельной зоны Западного моря (Желтого моря) на морскую безопасную зону для ловли рыбы. Дело в том, что между Северной и Южной Кореями существует противоречия как делить море. В 1953 году морскую границу между КНДР и Южной Кореей в акватории залива Канхваман официально согласовать не удалось. Было определено лишь то, что все острова, расположенные к северу и к западу от границы, разделяющей провинции Южная Хванхэ и Кенги, будут находиться под управлением КНДР. За исключением островов Пэннендо, Тэчхондо, Сочхондо, Йонпхеннельдо и Удо, которые останутся под управлением командующего вооруженными силами ООН в РК. Под предлогом необходимости обеспечения сообщения с указанными островными территориями командование войск ООН в РК в одностороннем порядке ввело 30 августа 1953 года северную разграничительную линию (СРЛ). Она была обозначена по точкам, равноудаленным от береговой линии КНДР и островов, находящихся под контролем Сеула. Официально Пхеньян не признал СРЛ, считая, что Северная Корея лишилась части акватории, которая могла бы ей принадлежать по Соглашению о перемирии. Однако КНДР долгое время формально соблюдала введенную командованием войск ООН морскую границу в Желтом море. Впервые Пхеньян официально потребовал пересмотра границы в акватории залива Канхваман и выступил с притязаниями на вышеназванные острова в декабре 1973 года. Здесь не было никаких амбиций, а преобладали чисто экономические интересы, ведь спорный район богат рыбными ресурсами. В 1977—1978 годах оба корейских государства на основе норм международного морского права приняли односторонние законодательные акты, устанавливающие экономические зоны и 12-мильные территориальные воды, в том числе в заливе Канхваман. Это еще больше запутало ситуацию с СРЛ.
В 1999 году в Пхеньян ввел в одностороннем порядке так называемую «морскую разграничительную линию» (МРЛ), которая проходит значительно южнее СРЛ — по точкам, равноудаленным от побережья КНДР и РК. Кроме того КНДР определила зону военной охраны (в Желтом море совпадает с границей экономической зоны).
В связи с этим КНДР и Южная Корея вынуждены содержать в акватории залива Канхваман значительные корабельные группировки. По последним данным, ВМС КНДР представлены малыми противолодочными кораблями и 40 боевыми катерами. ВМС РК имеют здесь эскадру в составе: эскадренный миноносец — 1, фрегатов — 3, корветов — 5, катеров — 22. В море постоянно происходили перестрелки между сторонами, то и дело арестовывались рыбаки и конфисковались лодки.
26 марта 2010 года в Желтом море недалеко от границы с КНДР в результате сильного взрыва затонул южнокорейский корвет «Чхонан». В Сеуле обвинили Пхеньян в уничтожении корабля, КНДР считает результаты расследования фальсификацией. Уже в ноябре 2010 года остров Йонпхеннельдо (Южная Корея) был подвергнут артобстрелу со стороны Севера и южане открыли ответный огонь. В результате погибли двое южнокорейский солдат, 14 получили осколочные ранения. Перестрелка имела место и в 2014 году во время американо-южнокорейских военных учений «Ки Ризолв» и «Фоул Игл» (Key Resolve и Foal Eagle).
Следует отметить, что рыбы и морепродуктов в этой части Желтого моря действительно много. Если действительно удастся снизить милитаризированное присутствие сторон, то это будет плюс и Югу, и Северу.
7) Модернизация железной дороги и восточного транспортного коридора, а также создание дорог между Сеулом и Синуйджу. В этом пункте особо заинтересован Север. Дело в том, что в КНДР существует сеть из более чем 6000 км широкой (европейской) колеи и 400 км узкоколейных линий, которые электрифицированы только на 70-80%. Однако, в Северной Кореи есть дефицит электровозов и тепловозов, до сих пор используются паровозы, причем весьма раритетного и даже антикварного вида.
КНДР предпринимала попытки реконструкции своих железных дорог. В 2007 году состоялся перезапуск железнодорожной линии Кэсон — Торасан, пересекающей демилитаризованную зону. Линия активно использовалась для обслуживания совместного технопарка Кэсон, после этого обслуживание было приостановлено. В то же время, с севера на юг было возобновлено пассажирское движение, перевозящее в туристический район «Гора Кымган» (Анбён (линия Канвонсон) — горы Кымгасан (Джеджин, Республика Корея, 101.0 км, колея 1435 мм) позже эта линия тоже была закрыта по политическим причинам.
В 2011 году на линии Туманган — Хасан (КНДР – Россия) на участке в 9,5 км уложена совмещённая колея 1435/1520 мм. По некоторым сведениям, в 2008 году линия сдана в аренду Российским железным дорогам сроком на 49 лет. В сентябре 2013 года закончилась реконструкция железной дороги, связывающей российскую станцию Хасан и северокорейский порт Раджин. Москва инвестировала тогда порядка 5,5 миллиарда рублей.
Естественно о совместимости двух систем железных дорог Севера и Юга Кореи речь не идет. В Южной Кореи существует одна из наиболее современных сетей железных дорог в мире, которая покрывает практически всю страну. Действуют четыре типа поездов: КТХ (Korea Train Express) — сверхскоростные (до 300 км/ч) поезда, экспрессы «Сэмаыль», скорые поезда «Мугунхва» (достаточно комфортабельные) и пассажирские поезда «Тхонъиль». Управление подвижным составом максимально автоматизировано.
Если говорить о транскорейском железнодорожном коридоре, то речь может идти о совместной модернизации отдельных линий, создание инфраструктуры и использование ветки только для транспортировки товаров. Участниками такого проекта может быть как сама Южная Корея, так и Китай (если будет достигнут компромисс по THAAD) и Россия.
О возобновлении свободного движения людей и товаров между КНДР и Южной Кореей, о туристических или деловых поездках автопутями речи пока не идет по понятным причинам.
8) Проведение встреч на уровне высшего военного командования КНДР и Южной Кореи. Первая такая встреча на уровне уполномоченных генералов состоится в мае этого года, между штабами обеих стран бут установлена оперативная связь. Наши корейские источники считают, что речь идет не сколько о контактах военного руководства, сколько о готовности Севера обеспечить на некоторое время режим тишины на границе и не допускать провокаций. На Юге также считают, что основной целью диалога военных будет обеспечение «режима тишины» на 38 параллели и в Желтом море.
9) Продолжение спортивной дипломатии. Пхеньян и Сеул договорились о совместном участии в спортивных соревнованиях, например в Азиатских Играх 2018 года. Также Пхеньян намерен направить на Игры большую группу своих представителей: членов Национального олимпийского комитета, артистов, болельщиков и журналистов. Сеул, в свою очередь, заявил о готовности на время проведения Олимпиады приостановить некоторые санкции в отношении КНДР. Например, отменить запрет на въезд в страну для ряда официальных лиц Северной Кореи. Напомним, что именно спортивная дипломатия положила начало улучшению отношений между КНДР и РК. Во время Зимней Олимпиады в южнокорейском Пхенчхане КНДР направила своих атлетов, группу поддержки, болельщиков, а также художественные коллективы. Кроме того, во время Олимпиады Южную Корею посетили две официальные делегации КНДР. В одной из них приняла участие младшая сестра Ким Чен Ына Ким Ё Чжон (сегодня она наиболее близкий к вождю человек).
ЧТО ОСТАЛОСЬ ЗА КАДРОМ?
Пхеньян договорился с Сеулом о начале «Большого диалога». Речь идет о серии саммитов и переговоров с привлечением своих союзников (в первую очередь, Китая и США). Мы не исключаем, что это может быть и шестисторонний формат (КНДР, РК, США, КНР, РФ, Япония). Однако, не следует рассматривать «Большой диалог» как событие в один акт. Это процесс, который может быть растянут во времени.
Каждый его участник по своему видит конечную цель этого диалога. Для Ким Чен Ына важно сделать Пхеньян «рукопожимаемым» в широком смысле этого слова. При этом он стремиться не только сохранить собственный ядерный арсенал (как страховку и главный аргумент «принуждения к переговорам»), но и достичь снятия части санкций с КНДР, реализации ряда совместных проектов, диверсифицирующих экономические связи, создать переговорные площадки, куда Северную Корею бы звали разговаривать.
Для Южной Кореи возврат к политике «солнечного тепла» нужен чтобы снизить риски безопасности. Твиты президента Трампа о желании нанести точечные ракетные удары по ядерным и военным объектам Северной Кореи не на шутку напугали Сеул, тем более, что они были сделаны без консультаций с южнокорейским руководством. Для Мун Чже Ина важно, чтобы Пхеньян не бряцал бомбой у границы, а говорил о мире и единстве корейской нации. В Сеуле понимают цену таким разговорам с Севером, но надеяться, что в этот раз им удастся получить сухой остаток. По словам одного южнокорейского дипломата (правых взглядов), президент Мун хочет 10летия «солнечного тепла». За это время Сеул надеется создать устойчивую инфраструктуру миротворчества и перевести Пхеньян через черту невозврата к милитаризму.
КНДР и Южная Корея создали условия для проведения встречи Ким Чен Ына и Дональда Трампа в июне 2018 года. По словам известного российского эксперта по Корее, профессора Сеульского университета Кунмин Андрея Ланькова, «саммит в Пханмунджоме носил очень символический характер. Приняты многие важные и полезные решения, однако по самым важным вопросам их не было по объективным причинам… Ядерную проблему по сути КНДР может обсуждать только с США, а экономическое сотрудничество и отмену санкций — Совет Безопасности ООН, где опять же основную роль будут играть Соединенные Штаты, а также некоторые другие мировые державы».
Начало этого процесса положил визит Майка Помпео в Пхеньян в начале апреля этого года. Важно отметить, что Помпео встречался с Ким Чен Ыном в статусе главы ЦРУ и кандидата на должность госсекретаря США. Через неделю
после секретной встречи Пхеньян впервые официально подтвердил, что готов вести переговоры о свертывании своей ядерной программы.
Главным итогом предстоящего саммита лидеров США и КНДР должно стать подписание полноценного мирного договора вместо Соглашения о прекращении огня 1953 года.
Схема проста: подпись Трампа под договором в обмен на «дорожную карту» сворачивание ядерной программы в КНДР. В качестве реальной цены США платит поэтапным снятием санкций с Пхеньяна и предоставлением гарантий безопасности (например, прекращение совместных военных учений в Южной Кореи, сокращение военного контингента или, даже, вывод с РК противоракетной системы THAAD). Естественно, что КНДР будет настаивать на возобновлении проекта строительства «безопасных» ядерных электростанций за счет США и Ко (гражданские легководные реакторы германо-американской компании Combustion Engineering).
Если Киму и Трампу удастся договорится, то их обоих могут номинировать на Нобелевскую премию мира (я не шучу!).
Ким Чен Ыну пообещали большую экономическую помощь для модернизации страны. Речь идет о плане инвестирования, долгосрочном кредитовании и пр. со стороны заинтересованных сторон. Среди таких спонсоров США, Китай, Россия, Япония и Южная Корея. Помощь будет оказываться синхронизировано с выполнением КНДР условий денуклеаризации и в связи со снятием отдельных кейсов санкционного режима. Это среднесрочная и тонкая игра. Она требует особого таланта и выдержки. Пхеньян не может себе позволить полностью разоружиться (это значит для Кима потерять власть), но при этом привлечь ресурс для экономического рывка.
Пхеньян преодолел постоянную угрозу голода от частых засух и наводнений. Это вынуждены были признать даже в Сеуле. В 2015 г. Северная Корея впервые вышла на самообеспечение продуктами первой необходимости и перестала зависеть от поставок хлеба ООН и др. международными организациями. Промышленность начала выходить из катастрофического пике 1990-х гг., в 2016 г. даже наметился некий небольшой рост, связанный с китайским производством на севере страны.
За последние 35 лет развития и благосостояния КНДР не был таким высоким, как при Ким Чен Ыне. Молодой вождь хочет, чтобы так и было в ближайшей перспективе. Ему всего 35 лет. Он создал режим, который имеет запас прочности. Все что ему нужно, так это немного времени и денег. Игра начинается…