Указом Владимира Путина утверждена новая концепция внешней политики Российской Федерации. Попробуем разобраться, насколько задекларированные цели совпадают с реальным внешнеполитическим курсом страны. Куда движется Россия и что она ожидает от себя, своих партнеров и своих врагов в ближайшем будущем?
С первых строчек сразу же бросается в глаза утверждение о том, что «Более чем тысячелетний опыт самостоятельной государственности» определяет особое положение «России как самобытного государства-цивилизации». Интересно, откуда же взялись те тысяча лет, не уж то от украинской Киевской Руси? Интересный факт об СССР, как и о самой России (его государстве-правопреемнике, что также подчеркивается в концепции), – страна всегда пыталась представить международному сообществу все культурные и исторические достояния отдельных народов, входящих в ее состав, как лично московское достояние. Вспомним, что на Западе почему-то граждан СССР всегда называли русскими. Но даже сами атрибуты русский и православный не достояние самой мордвы. Они самовольно присвоены с целью спрятать ее истинное – монгольское прошлое. Вот откуда у русских и православных любовь к коврам – атрибуту кочующих народов. К присвоению чужой истории относятся и утверждения о каком-то русском Крыму, русском Кавказе, Прибалтике, Бела-Руси и т.д. В то же время во внутренней политике всегда использовались обобщающие термины: славяне, советский человек, Родина. То есть уже с самого начала документа можно сделать вывод, что политика России строится на откровенно лживых фактах и утверждениях, но не будем спешить, разберем все по порядку.
«Внешняя политика России носит миролюбивый» характер. То есть лицемерное вторжение на территорию независимых государств Грузии и Украины, грубое вмешательство во внутренние дела Беларуси, Казахстана и других стран носит «миролюбивый характер»? Это то же самое, что сказать: «мы убиваем ради жизни». Целью манипулятора всегда является придание откровенно отрицательному явлению положительных характеристик. Например, слово «умиротворение» используется в контексте войны. Из этого приходит на ум утверждение: «Украина настолько сопротивлялась умиротворению со стороны России, что пришлось ее уничтожить».
Отойдя от эмоционального чтения документа, попробуем использовать прагматический подход. И так, в документе утверждается, что к России применены противоправные инструменты и методы, включая принудительные меры (санкции) в обход Совета Безопасности ООН.
Так как Россия является постоянным членом Совбеза ООН, она в праве накладывать вето на любое его решение, после чего оно (решение) считается не принятым. К полномочиям Совбеза ООН относится исключительное право применять принудительные меры ко всем государствам-членам, нарушающим международный мир и безопасность, путем наложения санкций. Организация не раз пыталась наложить санкции на саму Россию за ее агрессивную внешнюю политику, но каждый раз Россия голосует против наложения на себя санкций. Это сродно преступнику, вина которого доказана, но он почему-то голосует против своего наказания. Таким образом полностью нивелируется принцип преступления и наказания в международном праве. Еще больший шок вызывает факт, что ведущая войну Россия с 1 апреля и вовсе возглавляет Совбез ООН. Это как стать судей на судебном процессе против себя.
Касательно ООН в Концепции также утверждается, что организация в связи с деятельностью некой «узкой группы государств», не может выработать коллективные ответы на транснациональные вызовы и угрозы, такие как: «незаконная торговля оружием, распространение оружия массового уничтожения и средств его доставки, опасных патогенов и инфекционных заболеваний, использование информационно-коммуникационных технологий в противоправных целях, международный терроризм, незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, транснациональная организованная преступность и коррупция…».
Возможно, Россия под этим имеет ввиду себя, так как именно она в одностороннем порядке приостановила участие в Договоре по сокращению стратегических наступательных вооружений, подписанном с США. После этого последовало решение Путина разместить российское ядерное вооружение в Беларуси, что прямо свидетельствует о «распространении оружия массового уничтожения». Об использовании Россией информационно-коммуникационных технологий в противоправных целях как минимум свидетельствуют отчеты разведслужб США 2016 и 2020 годов о вмешательстве России в выборы. По поводу международного терроризма – Парламентская ассамблея НАТО и вовсе признала Российскую Федерацию и ее режим государством-террористом. Также парламент Европейского Союза принял резолюцию о признании России государством-спонсором терроризма. По вопросу незаконного оборота наркотических средств стоит напомнить, что в 2018 году власти Аргентины сообщили о проведении операции против наркоторговцев, которые хранили почти 400 кг кокаина на территории российского посольства в Буэнос-Айресе. Наркотики планировали отправить в Москву российской военно-транспортной авиацией как дипломатическую почту. С чего следует – все, в чем Россия хочет обвинить других, применимо к ней. Все как «по Оруэллу», не находите ли?
Россия опасается столкновения «между крупными государствами, в том числе с участием ядерных держав», что может перерасти в «локальную, региональную или глобальную войну», утверждается в Концепции. «Ядерный шантаж Путина» как последний аргумент все чаще встречается в дипломатической риторике России. Страна развязала полномасштабную региональную войну в центре Европы, применила при этом все свои боевые подразделения, нарушила все возможные международные соглашения и обязательства, в том числе гуманитарное право, понесла крупные потери, отступила на всех фронтах и как последний аргумент угрожает «красной кнопкой»? Чем не тактика садиста-смертника: напасть, получить удар в ответ, отступить с угрозами потянуть за собой на тот свет целый мир.
Даже после такого Россия рассматривает себя «в качестве одного из ведущих центров развития современного мира». По ее мнению, формируется биполярная система международных отношений, где с одной стороны герой-Россия с подконтрольными ей Союзным государством, ЕАЭС, СНГ, ШОС, БРИКС, ОДКБ отстаивает традиционные духовно-нравственные ценности; с другой – антагонист-США с блоком НАТО и ЕС, питающиеся навязать псевдогуманистические и иные неолиберальные идеологические установки.
Россия и дальше стремится к усилению ее значимости в мировом гуманитарном пространстве, укреплению позиций русского языка в мире, содействию сохранения за рубежом «исторической правды и памяти» о роли России в мировой истории, защите прав, свобод и законных интересов российских граждан в других странах. Все бы ничего, если бы под такой красивой оберткой не прятались этнические чистки на оккупированных территориях Украины, многослойное и системное влияние российских спецслужб на внутриполитическую ситуацию множества суверенных государств, развитие транснациональной преступной сети, задействование агентов влияния и обильное финансирование деструктивных лево-праворадикальных организаций.
Также Россия намерена обеспечивать управление сетью «Интернет» с целью недопущения «установления иностранного контроля над ее национальными сегментами». По факту же осуществляется ограничение свободы слова и криминализация инакомыслия. Например, в России можно получить реальный срок не только за пост или репост в соцсетях, но даже за случайно оставленный лайк под записью. Так, в отношении врача из города Советская Гавань Хабаровского края за «лайк» в социальной сети «Одноклассники» под демотиватором военных, которые едут убивать на Донбасс, возбудили уголовное дело по части 1 статьи 282 УК РФ (экстремизм).
Особое внимание во внешней политике России уделяется «борьбе с распространением, в том числе в сети „Интернет“, идеологии терроризма и экстремизма (включая неонацизм и радикальный национализм)». Идеолого-пропагандистское обеспечение «специальной военной операции» в Украине в основном и строилось на необходимости свержения «нацистского Киевского режима» с явными предпосылками к национальной памяти о Второй Мировой Войне. В то же время в российской национальной политике все более четко видны признаки рашизма – фашизма с «русским лицом».
Одним из наиболее популярных «тестов на фашизм» является 14 признаков, выделенных писателем Умберто Эко в докладе «Вечный фашизм». Среди них: культ традиции, неприятие модернизма, культ действия ради действия, факт рождения в определенной стране (русский шовинизм), элитаризм, культ мужественности, преследование неконформистских сексуальных практик, использование новояза. Исходя из этих признаков, ряд аналитиков считают, что Россия при путинском режиме фактически является фашистским государством с культом личности Путина. И снова мы попадаем в когнитивный диссонанс, когда в публичной сфере российские «высокие» цели на практике реализуются с точностью наоборот.
Также Российская Федерация продолжит гибридное влияние на Грузию, так как «намерена содействовать международному развитию, уделяя приоритетное внимание социально-экономическому развитию Республики Абхазия, Республики Южная Осетия». Последние являются оккупированными территориями так же, как и украинский Крым, части Донецкой, Луганской, Запорожской, Херсонской и других областей Украины. Странно, что Россия забыла упомянуть еще один свой анклав – «Приднестровскую Молдавскую Республику». На всех этих территориях оккупационными администрациями при поддержке российских войск проводятся идеологические чистки, преследования, принудительная паспортизация, захват ресурсов и предприятий с дальнейшим их истощением. В принципе оккупант делает все то же, что и вирус в клетке – паразитирует: выкачивает человеческий и природный ресурс, после чего милитаризирует территории и оставшееся население для дальнейшего захвата материнского организма. В свою очередь особое внимание к грузинским территориям может свидетельствовать только о намерениях России снова эскалировать грузино-российский конфликт.
Среди стран-партнеров в зоне особого внимания России – Китай и Иран. С ними планируется «упрочение отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия». В данном контексте следует упомянуть совместные морские учения Китая, Ирана и России, прошедшие с 15 по 19 марта в Оманском заливе, а также визит Си Цзиньпина в Москву 20–22 марта 2023 года. Данные события действительно могут свидетельствовать о развитии сотрудничества между этими странами. Однако в долгосрочной перспективе, ввиду санкций и международной изоляции России вместе с ордером Международного уголовного суда на арест Путина, страна не может претендовать на лидерство даже в таком узком кругу. Скорее всего Китай рассматривает Россию как объект своей экспансивной политики. В то же время Иран видит сотрудничество с Россией через призму обмена военными технологиями и вооружениями. Так или иначе Россия в реальности не получает ровным счетом ничего такого, что бы могло дать ей стратегическое преимущество над своим главным оппонентом – США, у которых в рукаве куда больше козырей.
Куда большие шансы России в Африке, которой также уделено особое внимание в Концепции. Россия поддерживает принцип «африканским проблемам – африканское решение», чем импонирует диктаторским режимам в Африке. В свою очередь Россия ожидает поддержку последних на международной арене, особенно в ООН. Летом 2022 года министр иностранных дел России Сергей Лавров посетил ряд африканских стран, среди которых: Египет, Эфиопия, впервые побывал в Уганде и Республике Конго. 12 октября 2022 года при голосовании в ООН по резолюции, осуждающей действия России в Украине, Никарагуа была против, в то время как 20 африканских стран воздержались. В январе 2023 года Лавров посетил ЮАР, Анголу, а также впервые в истории двусторонних отношений – Эсватини (прежнее название – Свазиленд) и Эритрею. Что касается ЮАР, то она стала важным союзником Москвы на континенте, в частности она провозгласила нейтралитет по украинскому вопросу. ЮАР входит в состав G20, а также состоит в БРИКС. Именно эта страна – главный локомотив российских интересов в Африке.
Подытожив, в целом Россия в своей внешней политике видит себя «Великой Страной», способной влиять на геополитические процессы на всем земном шаре. В то же время реальность свидетельствует о другом – России после вторжения в Украину нет места на международной арене. Она изгой, о чем свидетельствует отказ от формата G8, ряд резолюций ООН, а также беспрецедентные санкции, принятые рядом ведущих государств мира. Дальнейшая агрессия в Украине только усугубит и так шаткое ее положение. Уже сегодня на международных встречах обсуждается вопрос о том, что Россия как империя должна прекратить свое существование. Опыт борьбы с нацизмом (рашизмом) учит – война заканчивается в столице агрессора!