Мысль написать эту маленькую заметку подал мне один текст, написанный
популярным блогером. Дело в том, что аналогичные мотивы мне последнее
время стали слишком часто попадаться не только в блогосфере, но и во
вполне солидных СМИ. Притом возникали они по достаточно разным поводам.
Речь идет о борьбе Света и Тьмы, Добра и Зла. Именно так, с большой буквы.
Т.е. о попытках придать вполне современным событиям некий изначальный
смысл, смысл библейский, смысл мифа.
А это ведь принципиально неверно.
И дело вовсе не в том, что наше время не есть эпоха героев, что мы
слишком погружены в суетное и материальное, а вовсе не в идеалы, не в
том, что «наш век торгаш, в сей век железный без денег и свободы нет».
Конечно все это правда, и все это само по себе мешает видеть в сегодняшних деятелях античных или библейских героев.
Однако главное не в этом.
В мифе главным протагонистом выступает Добро, именно оно является главным
героем борьбы со Злом. Причем в большинстве случаев предполагается, что
именно схватка Добра и Зла скрывается за битвами героев, но что некогда
в будущем Добро окончательно победит, и настанет царство справедливости
и света.
Но этот тезис сам по себе ложен. Ибо главным протагонистом в битве со Злом Добро выступает крайне редко.
Главным противником Зла чаще всего выступает другое Зло
.
Вот очень хочется донести эту мысль.
Так бывает по многим причинам. И одна из главных как раз идея Будды, Ганди и
Толстого о неприменении насилия. Добро не может применять те же методы,
что и Зло и уже по этой причине не может быть главным действующим лицом
в битве. [1]
Более того, Добро ставшее на путь борьбы со Злом методами Зла, просто
перестает быть Добром, и может в этом и есть главное оружие Зла.
Эта мысль трудна, как и мысль о непротивлении насилием, но она центральная.
Все грандиозные схватки это всегда схватки Зла с иным Злом. Добро в
таких делах вообще не участвует, потому и труден путь и узки ворота в
Царство Добра. И большой вопрос, в какой степени оно вообще достижимо.
Но в чем я точно уверен – главная битва всегда внутри человека, а потому
и не может быть предметом блогосферы и СМИ – этим драки подавай и
героев.
А у драк нет героев. Есть более или менее умелые и удачливые убийцы, мучители и насильники. Это не значит, что драться не следует никогда, иногда избежать драки
В лучшем случае можно добиться победы меньшего Зла.
И, вступая в драку, желательно это понимать с самого начала.
Добро не сражается со Злом, у него принципиально иные методы. Со Злом сражается иное Зло, и не всегда легко решить которое хуже.
Конечно, государства, политические партии и даже гражданские общества очень
хотят, чтобы мы, отдельные люди, разделили их цели и боролись за эти
цели. И потому им важно представить себя Рыцарями Добра, а цели свои
объявить благом. Но следует помнить — в реальности так почти
никогда не бывает, реальность в лучшем случае предоставляет нам
возможность (а иногда и необходимость, и обязанность) бороться за победу
меньшего зла. Или за неполное уничтожение добра.
К сожалению, чаще всего именно так — потому что главным противником Зла почти всегда является — другое Зло
-----------------------------------------------------------------
[1]
В этом смысле меня очень порадовал американский сериал
«Сверхъестественное» — в нем главными противниками демонов и Люцифера
выступают ангелы и Захария. Однако с человеческой точки зрения трудно
сказать, кто выглядит хуже и кто несет человечеству бóльшую опасность.