Мысль написать эту маленькую заметку подал мне один текст, написанный

популярным блогером. Дело в том, что аналогичные мотивы мне последнее

время стали слишком часто попадаться не только в блогосфере, но и во

вполне солидных СМИ. Притом возникали они по достаточно разным поводам.



Речь идет о борьбе Света и Тьмы, Добра и Зла. Именно так, с большой буквы.

Т.е. о попытках придать вполне современным событиям некий изначальный

смысл, смысл библейский, смысл мифа.



А это ведь принципиально неверно.
И дело вовсе не в том, что наше время не есть эпоха героев, что мы

слишком погружены в суетное и материальное, а вовсе не в идеалы, не в

том, что «наш век торгаш, в сей век железный без денег и свободы нет».
Конечно все это правда, и все это само по себе мешает видеть в сегодняшних деятелях античных или библейских героев.
Однако главное не в этом.



В мифе главным протагонистом выступает Добро, именно оно является главным

героем борьбы со Злом. Причем в большинстве случаев предполагается, что

именно схватка Добра и Зла скрывается за битвами героев, но что некогда

в будущем Добро окончательно победит, и настанет царство справедливости

и света.



Но этот тезис сам по себе ложен. Ибо главным протагонистом в битве со Злом Добро выступает крайне редко.



Главным противником Зла чаще всего выступает другое Зло
.
Вот очень хочется донести эту мысль.
Так бывает по многим причинам. И одна из главных как раз идея Будды, Ганди и

Толстого о неприменении насилия. Добро не может применять те же методы,

что и Зло и уже по этой причине не может быть главным действующим лицом

в битве. [1]
Более того, Добро ставшее на путь борьбы со Злом методами Зла, просто

перестает быть Добром, и может в этом и есть главное оружие Зла.
Эта мысль трудна, как и мысль о непротивлении насилием, но она центральная.

Все грандиозные схватки это всегда схватки Зла с иным Злом. Добро в

таких делах вообще не участвует, потому и труден путь и узки ворота в

Царство Добра. И большой вопрос, в какой степени оно вообще достижимо.

Но в чем я точно уверен – главная битва всегда внутри человека, а потому

и не может быть предметом блогосферы и СМИ – этим драки подавай и

героев.



А у драк нет героев. Есть более или менее умелые и удачливые убийцы, мучители и насильники. Это не значит, что драться не следует никогда, иногда избежать драки

В лучшем случае можно добиться победы меньшего Зла.
И, вступая в драку, желательно это понимать с самого начала.
Добро не сражается со Злом, у него принципиально иные методы. Со Злом сражается иное Зло, и не всегда легко решить которое хуже.


Конечно, государства, политические партии и даже гражданские общества очень

хотят, чтобы мы, отдельные люди, разделили их цели и боролись за эти

цели. И потому им важно представить себя Рыцарями Добра, а цели свои

объявить благом. Но следует помнить — в реальности так почти

никогда не бывает, реальность в лучшем случае предоставляет нам

возможность (а иногда и необходимость, и обязанность) бороться за победу

меньшего зла. Или за неполное уничтожение добра.


К сожалению, чаще всего именно так — потому что главным противником Зла почти всегда является — другое Зло



-----------------------------------------------------------------
[1]

В этом смысле меня очень порадовал американский сериал

«Сверхъестественное» — в нем главными противниками демонов и Люцифера

выступают ангелы и Захария. Однако с человеческой точки зрения трудно

сказать, кто выглядит хуже и кто несет человечеству бóльшую опасность.