Уверен, что большинство ответов относительно «определения паблик рилейшнз»" не обойдётся без доли пафоса. Без него – мимо кассы. А касса, как и бытие, по словам дедушки Карла, определяет сознание.

60126872af23d.jpg

А если отключить патетический просветительский момент и зарядить, как есть – эмпириокритицизм, правду-матку? Приготовились?

Так вот. Если исходить не из тривиального прочтения, мы говорим "PR" – подразумеваем ...«психоделия"…

Виной тому – "корни" американского заимствования наркотического сленга. "P.R." (Panama Red) есть ничто иное, как … марихуана.

Поэтому когда мне порой говорят "нам нужен PR, у вас есть план?", я для разрядки отвечаю: "простите, не курю"… Но план имеется.

PR – это не полезные фишки, лайфхаки, идеи, а уж простите – духовная Эбола…

А теперь менее метафорично – более серьёзно.

Мой младший сейчас в школе проходит таблицу умножения. Есть 2 подхода в обучении – зубрёжка и… образное мышление. При первом – зачастую со временем (5-6 класс), когда начинается алгебра, возникают траблы отзеркаливания, – нет понимания процесса, и вчерашние зубрилы-отличники "скатываются". При втором – подобные проблемы практически исключены.

Поэтому, когда предо мной престаёт новоявленный "специалист по связям с общественностью" (или как в народе троллят нашего брата– "пиараст"), я в качестве лакмуса задаю простой вопрос на счёт понимания: "в чём главное отличие PR от пресс-службы (3-5 связными словами, не предложениями)?" А ответ прост, как 2х2: "PR создаёт инфоповоды, а пресс-служба – с ними работает".

На жёсткий вопрос («насколько важна роль связей с общественностью в системе маркетинговых коммуникаций компании?") – не менее жёсткий ответ. PR однозначно влияет на рыночную капитализацию бренда.

Например, тот же выход на IPO, по сути, уже сам по себе PR. Но попробуйте выйти на биржу без использования методов маркетинга и PR?! И вот тут-то мы наступаем на исторические грабли – разницу в подходах менеджмента западного и отечественного образца. К слову, мне довелось работать там и там. Основной "цимус истории" в том, что в первом случае PR "заточен" под СЕО напрямую, как для решения более комплексных стратегических задач, так и проактивного реагирования, минуя барьеры иерархии.

В отечественном же ареале PR зачастую "втюхивают" под маркетинг, ибо во главу угла ставятся в большей степени тактические задачи. Я вообще считаю, что пиарщик должен знать конечную цель бенефициара, дабы максимально достичь ожидаемого им эффекта. Остальное – лишь "щелчки" (популярная некогда настольная игра "в Чапаева").

Правила "игры" относительно определения эффекта от РР-активности задаёт ваш наниматель. Одному линейному руководителю подавай измерение килограммами (количественные показатели: "число упоминаний", "показы в СМИ" etc), другому (поинтеллектуальнее – с дипломом пройденного за неделю интенсива по маркетингу) – качество прокачай (эквивалент стоимости рекламы, например).

Можно даже включить комбинаторику – оценивать PR по системе KPI (был у меня и такой опыт – весьма успешный, кстати). Но как я уже говорил, чем PR ближе к бенефициару, тем оценка конкретнее и глубже. И даже – индивидуальнее.

А вообще-то, если хотите узнать, чего на самом деле стоит ваш пиарчег – дайте ему на освоение… нулевой бюджет! И всё сразу станет по своим местам.

Однажды в ходе интервью журналист задал мне вопрос из той же серии: "Виктор, вы же – пиарщик, какой ваш любимый приём?". На что пиарщик ответил, как пиарщик: "Вы же – журналист, какая ваша любимая буква?".

Приводить одним списком примеры удачных PR-кейсов при разных бэкграундах, когда, например, за бортом – штиль и благодать VS обстановка антикризисного реагирования – согласитесь, не самая лучшая практика. Тем более, есть ещё один немаловажный нюанс – является ли кейс продуктом брендшторма собственного PR-отдела, или весь фарш-продакшн с нуля – заслуга ауотсорсера, специально нанятого внешнего PR-агентства. И в том, и в другом случае я, пожалуй, воздержусь от перечислений, как минимум ради того, дабы меня не заподозрили в пиаре.

В описательной же части отмечу, что меня в большей мере привлекают PR-кейсы, разрывающие шаблоны, кейсы-вызовы, учитывающие мейнстрим диджитализации.