По мере созревания, все сознательные личности развивают свое терпение.

В сверхразвитой личности необходимость терпения исчезает вообще, его место заменяет осознанность, а в личности интеллектуальной терпение трансформируется в терпимость.

Если рассматривать украинский социум, как некоторую личность, то мы бы увидели в ней полный набор психологических отклонений, одним из которых является абсолютно детская реакция на раздражители. Когда это происходит у ребенка — это нормально, а когда совершеннолетний бьется в истерике, как ребенок по глупому поводу — это уже отклонение.

В новом времени сети смогли выкристаллизовать, по сути, некоторую коллективную личностность определенных связанных групп людей, которые имеют схожие реакции на текущие процессы, несмотря на различия по полу, местоположению, религии или цвету кожи, и их сейчас намного проще заметить. В основном, они находятся на начальных этапах развития, однако, многие из них развиваются быстрее и уже ведут себя, как минимум, как зрелые юноши, и будущее будет принадлежать таким вот групповым личностям с более продуктивными качествами и более высокой организацией, однако, это отдельная глубокая тема.

В украинском же обществе доминирует не осознанность, не интеллектуальная терпимость, а, проще говоря, своеобразный «терпець». Этот мифический терпец находится в постоянном напряжении из-за отсутствия терпимости и осознанности, поэтому время от времени он рвется. Тогда у нас Майдан, песни, максимальный уровень экзальтации во время которого за счет коллективной энергетики сознание выталкивается наружу, холерики получают групповой оргазм, лезут под пули с деревянными щитами на погашенном инстинкте самосохранения. К чему тело при идейно групповой осознанности? Круты — это круто? На самом деле, нет. Однако, когда энергия иссякает, терпец восстанавливается, сознание возвращается в концепции, объясняет и связывает необычное переживание не с фактом внетелесной осознанности, а с самим групповым ритуалом, и потом, как наркоман, ищет возможности повторения банкета, провозглашает этот опыт лучшим в своей жизни. Как обидно, ведь такое переживание можно иметь даже сидя в туалете.

То есть, когда по логике процесса просто необходимо прагматично действовать, иногда жестко, то украинцы вместо этого напрягают терпец. Терпец не безграничен и рвется, тогда случается Майдан и прочие заварухи до следующего цикла. Это основа нашего многовекового строя и мировоззрения, который наконец-то можно определить и назвать, как «майданизм». Он зациклен и всегда проходит через этапы безответственности, катарсиса, руины и снова к безответственности. Ведь заметив цикличность намного проще из нее выйти, правда? Будем надеяться.

Как-то я спросил у абсолютно аполитичного и ультра-толерантного американского ветерана Вьетнама, что бы делали американцы, если бы выборщики штата проголосовали не за того кандидата, за которого проголосовали избиратели. Вполне реальная картина для Украины, как мне показалось, будь у нас такая система выборов Президента. Он спокойно сказал, что их бы повесили. И я его мнению почему-то верю. Демократия, толерантность, но никто бы и не подумал напрягать свой протестантский терпец, когда власть явно нарушает закон. Случился бы мгновенный coming out, прагматичный жесткий ответ, без соплей и песен. И я больше чем уверен, что американские политики это тоже осознают, поэтому и ведут себя соответственно.

Украинцы бы в такой ситуации терпели, как терпели множество фальсифицированных выборов уже при Януковиче, антиконституционных голосований; как терпят сейчас, даже после относительно недавнего «разогрева», развращая и убеждая элиты, что и в этот раз они пропетляют без реальных перемен. То есть, украинцы могут винить всех вокруг и друг друга — ноль терпимости, здесь как обычно, но парадоксально продолжают, собственно, терпеть, пока власть нечаянно не наступит на эмоциональную болевую точку, которая рвет терпец мгновенно, тогда становится слишком больно для незрелого сознания и начинается истерика. Но возможно ли построить государственные институты в истерическом припадке?

В отношении с властью украинцы себя ведут так, как будто их терпение безгранично, этим постоянно развращая любую власть, которая, обнаглев, рано или поздно надавливает на общественную болевую точку и пазл нового Майдана складывается. Хотя на самом деле, терпимости у многих не хватает даже к русскоговорящим патриотам Украины. Сформировался такой украинский аналог расизма. А власть просто считает годы после Майдана. Майдан прошел — значит Х лет грабим спокойно, но постоянно ошибается с коэффициентом ускорения процессов.

Необходимо наконец-то признать, что устраивать Майдан из-за экономического соглашения — это было бы действительно глупо. Мустафа вышел — и пришел миллион. Парасюк крикнул — и Янукович убежал. А не спеть ли нам гимн еще раз и будет экономическое чудо? А еще раз на антикоррупционном форуме для победы над коррупцией? Это осознанность ёжика в тумане.

Ведь даже французы, совершив свои революции с песнями, все-таки, отстали от Британии и Германии, даже будучи в лагере победителей мировых войн, хотя и смогли занять достойное место в золотом миллиарде за счет высокого старта.

Стоит отметить, абсолютно не уменьшая героизм людей погибших на Майдане, что сама по себе смена власти путем Майдана еще и с жертвами в наше время — это позор третьего мира. Это значит, что все институты, политики, общество не смогли добиться этого процессуальным и мирным способом. Это симптом отсталости, недоразвитости государственных институтов, поэтому не стоит героизировать сами Майданы и политиков к ним причастных. Майданы — это наши вынужденные жертвенные трагедии, как плата за безответственность, отсутствие терпимости и, как следствие, слабость государстообразующей солидарности и прагматичности. (Не путать с волонтерством)

Ведь на самом деле, украинцы в основном поддержали второй Майдан не за интеграцию в ЕС, на чем спекулируют многие политики, а от страха сдачи страны Москве, что во многом просто эмоциональный аспект, болевая точка, негатив из исторической памяти. Плюс, конечно, помогли добрые люди, «разогнали» протест, так сказать, что добавило эмоций по линии «наших бьют». Также и первый Майдан развивался скорее на эмоциональном, чем на прагматичном поводе, после того как власть была развращена общественным бездействием, обнаглела и расслабилась окончательно. И опять, не обошлось без «добрых людей». И кто потом был? Ющенко и снова Янукович в фазах безответственности и руины. Чрезмерная эмоциональность — это всегда слабость, которую все вокруг будут использовать.

Странно, что украинцы так чувствительны к сдаче интересов России, но абсолютно толерантны к сдаче интересов Европе, а еще более безответственны в защите своих интересов внутри страны. Украинцы уже второй год бодро платят за низкокачественную ген. прокуратуру, смешанные выборы, договорняк Президента, проваленные реформы и нормально. А когда Президент начнет выполнять минские соглашения до буквы, тогда всё, терпец.

Ведь когда Янукович делал конституционный переворот, то никто не вышел и не крикнул. То была фаза безответственности, в которую мы сейчас снова перемещаемся, как только закончим с руиной. Хотя стоило спокойно, по протестантски, выйти и всех повесить, кто за это голосовал и принимал. «Дави кнопкодава» и вперед, много жизней могло бы быть спасено. Скорее всего, и жили бы мы сейчас уже в другой стране с Крымом и Донбассом, и даже Яценюк был бы штыком-молодцом, но здесь я неуверен.

Тем не менее, главное — это формирование прецедентных отношений общества с властью. Если власть нарушает общественный договор — власть устраняют вместе с основными бенефициарами, а не понарошку, как у нас после Майданов. Если есть погибшие среди протестующих — должны быть погибшие или арестованные среди элит, Чечетов не в счет. Разве отсутствие возмездия не повод довести ситуацию до еще одного Майдана с еще большим количеством жертв? Ведь по двум прецедентам организаторы всегда выходят «сухими из воды».

Если новый Майдан неизбежен, а посадить после него всё равно никого не удастся, то единственный оставшийся параметр эффективности — это соотношение прямых потерь протестующие vs власть, так получается? Если да, то надо как-то по-другому готовиться.

Кстати, знаете почему в Украине нет достойного лидера? Это потому что мы всех потенциальных кандидатов, извините, загаживаем. Не растет кокос в Майдановой республике. Тот же Яценюк, к примеру, был бы нормальным в адекватной среде. Но когда ему пришлось в рамках президентского договорняка жертвовать рейтингом, то теперь ему нужен другой ресурс, иначе съедят. Дернешься — не поймут. А какой еще есть политически значимый ресурс, кроме рейтинга? Правильно, бабло, чтобы содержать фракцию. Так вот сама среда обратила его на зеленую сторону силы, а, допустим, в Польше был бы смешным яппи.

То есть, качественного лидера не бывает без обратной связи с соответствующей групповой личностью. Только она, обладая терпимостью и осознанностью может найти, сформировать и привести к власти достойного человека и его контролировать. Допустим, огради украинцев частоколом на Сечи и у них будет отличный лидер очень быстро, и вскоре они очень организованно приедут собирать дань. А с хатами с краю и телевидением у нас появляются Ляшко, как квинтэссенция качества общественного сознания, так сказать. Истеричность, латентность, популизм, агрессия, безрезультатность, и не тонет, главное! Непотопляемость 80-го уровня. Для анализа нашей среды он, безусловно, полезен. Ведь сама среда и держит его на плаву, а где-то под слоем ляшкоподобных не могут всплыть люди другого качества, и там внизу задыхаются, тонут или портятся так и не проявившись.

Либеральная тусовка скажет, а зачем нам тогда лидер вообще, особенно если он не может даже всплыть? Мы тогда за коллективное лидерство сереньких и маленьких украинцев с детскими комплексами и анальной фиксацией. И правда, зачем главнокомандующий, если столько складно говорящих лейтенантов, да?

Проблема в том, что для того, чтобы всплыть в текущей болотообразной среде, потенциальному лидеру необходимо проникнуться всеми качествами того же Ляшко, иначе никак. Поэтому, только осушив само болото легко найдутся драгоценные и достойные лидеры.

Подытожим, что разрыв терпеца приводит к катастрофам, иногда даже геополитическим, потере территорий, субъектности и ресурсов.

Терпец — ущербная форма реализации терпения, особенно разорванный.

Прогрессивное терпение связанно с прагматичным действием, терпимостью, осознанностью целей и своего места в мире.

Отдельно отмечу, что я радикально против насилия, и особенно против радикального насилия, как и любой здравомыслящий человек. Я за помощь тем, кто тонет в конвульсирующем государстве, молодежи, которая как гумус может впитать как «ляшковитость», так и «масковитость» (tesla, space X, etc), поэтому я за любую форму устранения тех, кто мешает её актуализации. Спокойно, рассудительно, без песен и криков.

И хирург, и маньяк режут людей, понимаете? Но маньяк в припадке, а хирург спокоен и сконцентрирован на четкой созидательной цели, и результат порезов получается прямо противоположный. Есть определенные ракообразные образования в теле государства, которые вылечить уже нельзя, их можно только вырезать, для спасения самого организма государства.

Украинцам стоит понять, что любая элита тоже исключительно прецедентна, и если есть прецедент, что майдан меняет политиков, но не меняет ресурсодержаталей, а только слегка корректирует их портфолио, то какими бы огромными не были потери государства, элиты никогда не будут союзником общества в реформах, которые несут им еще большие потери, а без союза элит и народа реформы не могут быть реализованы.

Поэтому сигнал необратимости реформ — это необходимый прецедент. Нужно выбрать самого кучерявого или самого рыжего и, как говорят классики, умножить его. На ноль. Тогда можно продуктивно говорить с остальными олигархами о компромиссе. Без такого «проишествия» можно переодеть полицию, можно ездить в Европу без виз, создавать форумы, бюро и агенства, но воз реальных реформ не сдвинется с места. Вместо этого, мы наблюдаем пошлый спектакль Корбана, очередное знамение наряду с Мукачево перед очередным Биг Бада Бум. Тем более, что главный жидобандеровец на роль первого прецедента не подходит. Он сдуется сразу после рыжего, у них же спортивный интерес только остался в этом жизненном марафоне, так что если пробовать наоборот — тогда скорый Майдан и снова разорванный терпец.

Грамотный прецедент прямой деорхализации снизу поможет остальным старым элитам с минимальными потерями пройти через основные этапы осознания новой реальности, которые лучше всего обозначить цитатами из всем известного, можно сказать, эгрегорообразующего фильма постсоветского поколения:

1. «Жизнь висит на нитке, а он думает о прибытке.» На этапе зарождения стремления к реальным реформам государства и одинаковых правил для всех.

2. «Любишь медок — люби и холодок.» На этапе очищения, доплат за активы и амнистии капитала.

3. «Бери ношу по себе, чтоб не падать при ходьбе.» На этапе внедрения новых принципов работы, отделения крупного бизнеса от власти и влияния на телеканалы.

4. «Если ты за бабки рубишься, то зря. Не брала я.» На этапе защиты и поддержке нашего уже цивилизованного крупного бизнеса.

Но закончить все-таки хочется словами великого украинского поэта, В. Стуса, который, как поэт явно имел тонкую связь со своим народом. Актуальны ли его слова в нашем времени — решать вам.

«Терпи, терпи — терпець тебе шліфує,

сталить твій дух — тож і терпи, терпи.

Ніхто тебе з недолі не врятує,

ніхто не зіб'є з власної тропи.

На ній і стій, і стрій — допоки скону,

допоки світу й сонця — стій і стій.

Хай шлях — до раю, пекла чи полону —

усе пройди і винести зумій.

Торуй свій шлях — той, що твоїм назвався,

той, що обрав тебе навіки вік.

До нього змалку ти заповідався

до нього сам Господь тебе прирік.»