Мировые индексы рушатся, в мире закрываются тысячи предприятий, отменяются сотни мероприятий. У нас ситуация усугубляется чехардой в правительстве, проблемами с МВФ и усилением роли Коломойского.
Как пройти этот сложнейший этап? Анализ 4.700 компаний во время 3 мировых рецессий выявил тип компаний, лучше всех справившихся с кризисом. Они использовали комбинированную стратегию — как сокращение «плохих» расходов, так и увеличение инвестиций в расширение рынка, новые технологии или повышение эффективности
Для разработки антикризисной стратегии лучше всего использовать формат стратегической сессии. Решил описать ее алгоритм + (в скобках) буду приводить примеры из стратсессии для нашей компании, занимающейся тренингами для бизнеса
Итак, поехали:
1. Соберите 6-12 лидеров компании. Выберите модератора, чтобы он все фиксировал на флип-чарте, следил за временем и пресекал отклонения от темы.
2. Возьмите за основу самый негативный сценарий, при котором заразилось 20-30% населения, включая ваш персонал. В случае, если страну охватит паника, многие предприятия закроются, магазины и улицы опустеют. Спросите: «Как изменится поведение людей в нашей сфере?» (при карантине у людей появится куча свободного времени и они будут проводить его в интернете)
3. Проанализируйте свои сильные и слабые стороны. Запишите их в 2 колонки. (Мы сильны в оффлайне, но слабо представлены в интернете)
4. Обсудите риски. (Все тренинги и мастер-классы могут быть отменены)
5. Обсудите возможности/идеи. Модератор запускает таймер на 30 минут, прося высказать идеи в порядке возрастания статуса. Поощряет самые фантастические или комбинацию разных идей. Записывает всё, пресекая критику. (Мы записали 23 идеи, например «он-лайн тренинги с эффектом 3D-присутствия». А еще я позвонил и спросил у Валерій Пекар и Андрей Длигач (Andrii Dligach))
6. Покритикуйте идеи. Первым критикует тот, кто ее подал. Команда ищет подводные камни и делится сомнениями. (Мы сомневаемся в эффективности вебинаров, поэтому отвергли эту идею)
7. Оцените идеи. Для этого выберите 3-4 критерия оценки, такие как «наличие ресурсов и компетенций», «скорость реализации» или «востребованность после кризиса». Запишите идеи в колонку, оцените и сравните их. (У нас на 1 месте оказалась «Разработать 12-месячную программу развития лидеров»)
8. Распишите план внедрения 1-2 идей. Определите ответственного, передайте ему полномочия и ресурсы. Освободите от остальных обязанностей, и подчините напрямую директору. Отслеживайте прогресс каждый день, проводя 15-минутные собрания.
Кризис – это не только сложное время, а и время возможностей. Найдите их или подготовьте почву для прорывного роста. И у вас не будет времени паниковать
Полезная литература:
Мозговой штурм: https://bit.ly/38fdwqy
Советы по организации удаленной работы: https://bit.ly/3alh0tk
Инструменты для удаленной работы: https://bit.ly/32G3CgC