Начало по ссылке:

https://site.ua/trimalchio.trimalchio/psixologiceskii-portret-rasistki-obrazovannoi-i-kak-by-myslyashhei-storonnicy-voiny-h-long-cast-1-i76rvn1

Вторая часть по ссылке:

https://site.ua/trimalchio.trimalchio/psixologiceskii-portret-rasistki-obrazovannoi-i-kak-by-myslyashhei-storonnicy-voiny-h-long-cast-2-iy361rr

Trimalchio

5 октября

Мария, в Ваших комментариях (не только в последнем) просматриваются два практически постоянных тезиса, их можно выразить примерно такими словами.

1) Способ существования западного мира плох, там огромное количество проблем, в России лучше (или, во всяком случае, есть шансы сделать лучше в условиях изоляции).

2) Если Россия пойдёт по западному пути, приняв, что «Америка — наш рулевой», то это будет обязательно означать, что россияне окажутся в положении «низшего сословия», чуть ли не рабами.

Что можно ответить?

На первый. Когда в России существовал принципиально другой строй, который называли социализмом, ещё могли возникнуть, по крайней мере чисто риторически, основания для подобного противопоставления, поскольку очень многие аспекты жизни различались кардинально и были несопоставимы (вроде как пытаться сравнить чёрное со сладким или метры с килограммами). Сейчас же и там, и там капитализм. Со всеми его свойствами, проблемами, «язвами». В России имеются все проблемы, общие для капиталистических стран. Но плюс к этому и ещё специфически российские «язвы», которых нет в развитых странах:

1) Уровень жизни в несколько раз ниже.

2) Уровень коррупции во много раз выше.

3) Отсутствуют профсоюзы, которые реально отстаивали бы интересы наёмных работников; существующие профсоюзы являются наследниками советских, которые выполняли совсем другую функцию (и выполняют её до сих пор).

4) Отсутствует реальное разделение трёх ветвей власти, всем дирижирует исполнительная.

5) Уровень гражданских свобод неизмеримо ниже, приняты и ежемесячно ужесточаются весьма репрессивные законы (правонарушением считается даже выход на улицу с чистым листом бумаги или томиком «Войны и мира»).

6) Темпы экономического роста в несколько раз ниже, чем в развитых и чем в развивающихся странах.

7) Наука и образование в упадке.

8) Огромен разрыв в уровне жизни между разными регионами, между большими городами и провинцией.

На второй. Хорошим контрпримером, показывающим, что «объятия» США совсем не такие удушающие, является Япония, бывший лютый враг. Американцы не только не обратили японцев в рабство, но после своего поражения Япония очень быстро и успешно развивалась и, когда по некоторым показателям она превзошла США, это дало повод одному американскому писателю, вспомнив строчку Киплинга «несите бремя белых», заметить: «Теперь мы стали бременем жёлтого человека». Чем не пример?

Есть у Вас и некий третий тезис, или, скорее, эмоциональный выплеск, примерно такого содержания:

3) А почему именно эти страны и народы имеют такой статус, что на них нужно равняться, чем они это заслужили, они чем-то лучше от рождения? И нельзя ли это положение вещей как-нибудь изменить в пользу России (например, военным путём или угрозой применения ядерного оружия)?

Ответ. Неравномерность развития и расслоение являются неотъемлемым свойством общества везде и всюду (не будь его, не было бы никакого прогресса, это отдельная большая тема). Крестьянин богатеет и становится «кулаком», а его сосед влачит нищенское существование. Если раскулачить, нищими будут оба (это уже проходили). Реальные достоинства тех, кто продвигается наверх по социальной лестнице, могут быть минимальными или вообще отсутствовать, а те, кто опускается вниз, могут быть весьма достойными людьми по многим параметрам («и в бедности почтенна добродетель"). То же и между народами и государствами. Есть некое место в структуре, которое кто-то должен занять; когда это произошло, можно долго спрашивать, почему этот, а не другой. Если хотите физическую аналогию, то вот Вам: в кипящей воде часть молекул должна выйти, подняться над поверхностью и стать частью пара; почему именно данной молекуле, а не другой выпала столь счастливая судьба, чем она лучше своих товарок? Вы можете посвятить целую жизнь поискам ответа на этот вопрос, но успех я не гарантирую.

К этому можно добавить, что есть много народов и стран, у которых гораздо больше оснований жаловаться на "историческую несправедливость", чем у России, но лишь немногие это делают, остальные живут и не особо тужат, довольствуясь той ролью, которую им отвела История. И это самое разумное. "Гнать врага, надрывая последние силы" — значит бессмысленно умножать жертвы, ведь не стоит овчинка выделки. Вспомним, какую стимулирующую роль сыграло для России в XIX веке поражение в русско-турецкой войне, какие реформы (вынужденно!) предпринял Александр II (одно освобождение крепостных чего стоит). Россия тоже сейчас нуждается в освобождении.

Мария

6 октября

Trimalchio, вам никто не говорил — вы очень странный человек? Не в плохом смысле, скорее наоборот. Вы публикуете мои рассуждения там, откуда меня "выперли" и где нашу полемику скорее всего не читают. Но тем не менее, вы действуете очень корректно. Впрочем, умысел ваш мне категорически непонятен.

По поводу ваших тезисов — получается, что нашу политическую тему вы тонко свели к моей психологии. Я, в общем, не против, поскольку политикой должны заниматься политики, однако это не исключает потребности защищать свою гражданскую позицию и добиваться того, чтобы ее хотя бы принимали без этого свойственного всем либералам цинизма по поводу "отсталости патриотов-державников". Тем более, повторю, я не социал-идеалистка, иллюзии по поводу маркеров комфортности у меня нет. Потому и оспаривать сильно ваше мнение что "в европах и америках жить лучше и веселее чем в России" крайне сложно. Да, наверное. Наверное людям, задействованным в сфере бизнеса там много уютнее, комфортнее и богаче, но проблема в том что я и большинство моих знакомых — не люди бизнеса. Мы работаем в бюджетных сферах, у меня лично напрочь отсутствуют деловые и оргспособности и вот мне бы с моим психотипом в вашей комфортной среде было бы совсем неуютно. Мне нравится здесь, в российской культурной среде, причем не в плане мероприятий и всяких перформансов, — просто писать, думать, читать, верить, любить, к чему-то стремиться именно здесь, на русском языке в среде, которую я считаю для себя более-менее нормальной. Не без проблем, нет. С проблемами особенно в науке-образовании я согласна, они есть. Но так получилось, и все это видят — проблемы эти в последние 20 лет имеют тенденцию решаться. К тому же вы, критики России все время забываете о том что у нас мощное социальное государство. Различные виды помощи бедным, молодым семьям с детьми, беременным женщинам, маткапитал и льготы-субсидии. Это — те программы которые реально помогают и обеспечивают обычной семье с двумя-тремя детьми очень комфортные условия жизни.

Насчет коррупции — вы постоянно повторяете один и тот же стереотип о том что с времен Ивана Калиты и золотой орды у нас коррупционное мышление. Тут неплохо было бы вспомнить примерно такой же стереотип о том, что "при Сталине коррупции не было". Сейчас за это наказывают, мой любезный оппонент. Сажают — кликнете в гугле запрос о том, кого наказали в России за коррупционные преступления. Но не буду спорить, что проблем нет. Коррупционное мышление — это нормальная адаптивная когнитивная способность, мотивированная потребительскими аппетитами. В генах сапиенсов заложена потребность в доминировании и присвоении, в том числе в процессе исследования неизвестного с целью извлечения из него максимума полезных себе вещей, идей, денег и другого имущества. Потребности человека безграничны — об это генетическое качество, как известно, споткнулся марксизм. Зато Локк с его теорией общественного договора был абсолютно прав, утверждая, что любые перегибы в алчности/реализации потребностей могут привести к коллапсам, если не применить к их чрезмерности жесткие границы закона и морали. Мы, коррупционеры по природе, отказываемся от коррупционного поведения только в силу воспитательного воздействия общественной морали и репрессивного механизма права. То есть когда понимаем: воровать, вымогать, одаривать и тд — нехорошо. Поскольку это повлечет наказание, порицание и всяческую боль.

То же самое с другими правами и свободами. У нас в России вообще — чуть не самая либеральная Конституция. Весь набор свобод плюс прямые тайные выборы. И вы знаете, я не жалуюсь на какие-то притеснения за исключением тех, кои налагает моя личная мораль. Например, критикуя те или иные действия правительства, я понимаю, что желать своей стране чего-то худшего вроде улучшательных майданов — это преступление сродни предательству. Потому что мне есть с чем сравнивать — я уже об этом своем травматическом опыте писала. Повторять не буду.

Насчет Японии рассмешили. Япония — это бедная ресурсами страна, которой была назначена секторальная роль производителя электроники. Эту страну искалечили, сломали народный дух и философию и поставили в рамки конвейерного рабочего. Высококвалифицированного, с инженерным образованиям, — но прикованного к своему конвейеру. Сейчас ее на этом секторе потеснили страны типа Ю.Кореи, того же Китая, Тайваня, Сингапура. И будут теснить. Штатам удобна такая позиция: небольшая природой ограниченная страна, плотно сидящая "на своем месте", принципиально — не конкурент. У нее нет Сибири, Норильска, Нефтеюганска, Тюмени, Уренгоя и Крыма. Она под контролем и неопасна.

Насчет статусов: да, глупо не соглашаться, что есть более-менее успешные люди и страны. Оттого и недостатки свои надо принимать с той долей самокритики, которая смотивирует их исправление, а не очередную депрессию и упадок. Главное при этом не тупо мириться с величием одних и самоубогостью. Надо стремиться к преодолению недостатков и уметь защищать свои достоинства — а они у России есть. И это не только балет и его театры. Это победы конечно, преодоления, способность жить и творить невзирая на, — способность к добру и миру.

Понимаете, таков закон войны и любого конфликта: если не добиться победы над врагом и отчетливого понимания с его стороны очевидной истины: так больше нельзя, — то добьют нас. Люди жестоки по природе, а политики и военные (если их действия не ограничены Женевской конвенцией) — еще и вынужденно жестоки. Вы неверное сами знаете — сколько не подставляй щеку, будут бить и бить. Я вот пробовала быть "толстовкой" (в смысле, не свитером, хотя где-то рядом), — получилось очень ужасно. Для всех, включая инициаторов конфликта- они поняли кайф вседозволенности, и отчасти в этом были виноваты мои умонастроения. Потому в любом военном конфликте враг должен быть сломлен в своих агрессивных намерениях. Но при этом как ему, так и нам необходимо видеть пути выхода на мирное существование при условии — никогда более не начинать войн. Война учит миру, — и это очень жестокий учитель. Но истово желать мира ты начинаешь только в войне. И вы знаете, кто затеял эту войну -думаю, вы сами это очевидно знаете, без моих аргументов. Это — не Россия. Но поскольку нас вынудили защищать Донбасс и отвечать на бесконечно длящуюся к нам ненависть, — мы должны идти здесь до конца. Чтобы не повторилась ситуация с Германий после Первой мировой. Победителями тогда было сделано все, чтобы Германия захотела реванша, — сотни ошибок в управлении этой страной. Результат — Вторая Мировая.

А мы воюем так, чтобы в итоге наши враги все поняли и не закоптели больше. Возможно, слово "гнать" кажется резким, но иначе побудить неприятеля к капитуляции и отказу от войны практически невозможно. Классика жанра, как говорят.

Trimalchio

6 октября

Мария, у Вас несколько, мягко говоря, неточностей и много преувеличенных опасений.

Насчёт людей бизнеса. В развитых странах есть комфортные условия для людей разных профессий, в том числе творческих, совсем не предполагающих деловых и организационных способностей. Комфортная в этом отношении среда, которую Вы имеете в сегодняшней России, никуда бы не делась, наоборот, свобода выражения расширилась бы, некоторые "табу" были бы сняты (хотя свои "заморочки" в виде избыточной политкорректности есть и в развитых странах, но они до определённого предела извинительны, так как происходят от желания компенсировать моральный ущерб, ранее нанесённый тем или иным группам населения). "Писать, думать, читать, верить, любить, к чему-то стремиться именно здесь, на русском языке" — остаётся при Вас (куда же всё это денется?). Так что это замечание вообще не имеет отношения к рассматриваемой проблеме. Или Вы полагаете, что Вас насильно заставят думать на английском языке?

По поводу социального государства. Как раз этот аргумент заставляет улыбнуться. Только такой факт: в Нидерландах молодой безработный имеет на одного полностью субсидируемую государством трехкомнатную квартиру (пока не устроится на работу). В России пособие по безработице может составлять… сколько, Вы думаете? В поисковике сразу выскакивает: "На 2022 год минимальная величина пособия по безработице установлена в размере 1 500 руб. (с районным коэффициентом 1 800 руб.)". Это в месяц! Мощное социальное государство.

Про коррупцию. Я об этом очень мало говорил, а Вы довольно много, но всё время на тему того, что коррупция соответствует природе человека. Кто же спорит? Речь, однако, о том, где написаны и не только написаны, а реально исполняются достаточно толковые законы, противодействующие этому явлению, — в России или в развитых западных (и не только западных) странах. И какой эффект они дают.

Также и про Конституцию — вызывает улыбку. Известно, бумага всё стерпит. Сталинская конституция была, по её тексту, самой демократической, однако не воспрепятствовала всему, о чём мы теперь знаем из тех лет, вплоть до насильственной депортации народов. Современная российская конституция тоже о многом говорит, что далеко от реалий (особенно последних).

По поводу Японии. Чего ей ещё желать при её бедности ресурсами и её географическом положении? То, чего она достигла вопреки этим факторам, потрясающе. Никто же ей извне не навязал электронику, она сама выбрала адекватную ей нишу в международном разделении труда и не ошиблась. Всем бы так! Неужели хуже быть японским рабочим, собирающим электронику (а тем более разработчиком этой электроники), чем рабочим на буровой вышке (в тех же Сибири, Норильске, Нефтеюганске, Тюмени, Уренгое…)? Культура японцев осталась при них (только агрессивная милитаристская составляющая этой культуры несколько съёжилась, но надо ли об этом жалеть?), народный дух и философия теперь ориентированы на созидательные цели. Смотрите также в поисковике: "Три автора японского происхождения завоевали Нобелевскую премию по литературе с момента первого награждения этой премией в 1901 году: Кавабата Ясунари в 1968 году, Оэ Кэндзабуро в 1994 году и Кадзуо Исигуро в 2017 году". Больше, чем из России за тот же период с 1968 по 2017 годы (причём из России диссиденты-эмигранты). Теперь оставим Японию, посмотрим на Германию и Австрию. После поражения во 2-й мировой войне Германия постепенно превратилась в богатейшую страну Европы, опору ЕС. И все эти годы развивалась "в фарватере" США. И не превратились немцы в рабов. Австрия тоже процветает (по сравнению с Австро-Венгерской империей она уменьшилась более чем в 10 раз). Вот как полезен распад империй для их народов.

"…недостатки свои надо принимать с той долей самокритики, которая смотивирует их исправление, а не очередную депрессию и упадок. Главное при этом не тупо мириться с величием одних и самоубогостью. Надо стремиться к преодолению недостатков и уметь защищать свои достоинства" — сами понимаете, что это трюизмы. Кто бы спорил. Вопрос только — какими средствами защищать и не получится ли, что защищены будут именно недостатки, а ещё остававшиеся достоинства как раз будут утрачены? (А ведь к тому идёт в России и уже практически пришли).

Вы назвали происходящее войной (не я). С тем, что спецоперацию затеяла Россия, Вы не будете спорить? Войной Вы называете то, что ей предшествовало? Я уже говорил, что страсти по Майдану улеглись бы сами, не будь России, которая их разжигала. Поэтому и первые боевые действия 2014 года на её совести. Украина, как и любое государство, не могла безропотно терпеть сепаратизм. Русскоязычным жителям Донбасса ничего не угрожало, но они сами выбрали свою судьбу и расплатились за это.

Моя цель была в том, чтобы услышать все аргументы противоположной стороны и окончательно убедиться для себя в их несостоятельности. Всегда остаётся вероятность, что Вы (или кто-то другой) скажете нечто такое, чего я не понимал. До сих пор этого не произошло, но, тем не менее, я стал лучше понимать эмоциональный фон, в котором живут люди, подобные Вам, (психология осаждённой крепости), без сомнения обязанный своим возникновением оголтелой пропаганде в российских СМИ; в результате я, пожалуй, постепенно перехожу от ненависти к защитникам происходящей сейчас мерзости к некоторой жалости по поводу их состояния (хотя это и не снимает с них моральной ответственности за погибших в результате спецоперации).

Мария

7 октября

Trimalchio, мы с вами дискутируем о том, кому и где жить хорошо примерно так же, как если бы дискурс велся о джентльменских предпочтениях. Один говорит что ему нравятся пышные блондинки и без конца перечисляет их достоинства, другой доказывает примерно то же в отношении худых брюнеток. Современный запад, правда, вдогон к этой классике добавляет дискуссию о лгбт-предпочтениях, что большинству россиян не нравится. И потому у нас действуют законы о нераспространении всяких разлагающих идей, включая то самое, плюс экстремизм, терроризм и тд. Да, сие немного ограничивает права на гормональную самореализацию, умноженную на всяческие расстройства личности и девиации, — но наши люди зато в моральном плане здоровы. И мне это нравится с учетом того что в плане психологической практики я исследовала одно время эти отклонения.

Но в целом, наш немного странный диа-монолог о качествах блондинок-брюнеток в любом случае сводится к вкусовщине. Я люблю свою страну, дом, пейзажи которые мне нравятся и все то что ассоциировано со словом родина. Вам ближе иные качества и количества — нас обоих не переубедить, хотя в отношении ваших принципов у меня пребольшие сомнения, — но об этом чуть дальше.

Что интересно: вы сказали о ненависти к нам, "разжигателям СВО" при этом правильно поняв, что война против России началась в 2014 году — я уже говорила об этом, повторяться не буду. То есть у вас нет ненависти к разжигателям войны, зато ответку — военную операцию, вы порицаете. Вы, господин оппонент — явный носитель двойных-тройных стандартов.

Знаете, мне абсолютно все равно как вы ко мне относитесь, поскольку мое отношение к вам от вашего не зависит. Хотите — ненавидьте, жалейте, повесьте мое фото в качестве мишени для метания дротиков. Толку-то? У меня ощущение, что вы ищете соперника, равного себе — то есть вы, как вам кажется, кого-то когда-то шибко переубедили. И вы хотите чтобы переубедили вас.

Проблема в том, что я не верю в вашу любовь к Западу просто потому, что вы здесь чисто с софистической целью — побудить меня к сдаче позиций. И вам, по-существу, неважен предмет спора, вам важно кто первым отступит. Если бы я была либералкой, вы бы стали убежденным патриотом. Если бы была феминисткой — вы бы были ярым защитником патриархальности и домостроя. Это спорт для вас, иначе вы бы не отбивались от меня примитивной статистикой и избитыми еще в начале 90-х лозунгами за сто сортов колбасы и зарплату в три тыщи долларов. Ну, примитивно же, и вы это знаете.

Равно как и я это знаю. И беседую с вами, поскольку вы мне интересны как человек. Похвастаться обоюдной ненавистью к вам я не могу -не испытываю такого чувства. Наверное, вы догадываетесь, по какой причине.

 

Trimalchio

7 октября

Мария, да нет, Ваша личность здесь играет роль только в той мере, в какой Вы представляете большой слой общества, но, в отличие от многих, в состоянии выражать свои мысли и чувства на хорошем языке и логически связно. Содержательно покритиковать позицию "Я верю в телевизор" невозможно (а это реальное высказывание реального человека), но если она хоть как-то аргументирована, то становится возможным. Сдача позиций Вами ничего не решает, поскольку, согласно опросам, эту позицию разделяют около 70 — 80 % населения России (те, кто смотрит телевизор и верит в него), так что стремиться к подобной цели с моей стороны было бы бессмысленно. Я, скорее, уясняю свою позицию для самого себя (а также для тех, кто мог бы наш диалог прочитать).

Вкусовщина и качества брюнеток — можно было бы проводить такую аналогию, если бы речь не шла о загубленных человеческих жизнях (но в этом случае я бы и не стал заводить и продолжать такой разговор). В свете же трагедии подобная аналогия звучит кощунственно.

Мария

7 октября

 Trimalchio, я мало смотрю телевизор, однако к выводам относительно современной геополитической ситуации я пришла много раньше Владимира Соловьева. Не я за ним — он за мной (хотя это звучит несколько нескромно, с учетом того что он не знает о моем существовании — но я и не стремлюсь).

И так почти по каждому пункту.

Trimalchio возмущен украинскими жертвами, павшими в период с 24 февраля сего года, но не возмущен донецкими, луганскими, российскими жертвами этой войны, начавшейся во времена майдана-2013-14.

Равно как Trimalchio не возмущен, не обеспокоен, ни разу не переживал о жертвах бомбежек Белграда и Югославского расчленения, Иракской и Ливийской расправ.

Или все-таки переживал? Но зачем-то молчите, скрываете и лукавите по какой-то своей непонятной причине?

Предполагаю, вы обратили на меня свое пристальное внимание, поскольку для вас странно, что человек, способный "выражать свои мысли и чувства на хорошем языке и логически связно" разделяет мнение народа, к коему обычно таких как я не относят. Ибо такие как я — "странные": в них требуется копаться, искать гнильцу и червоточины, генетическую склонность к либерализму и прозападничеству, двойное дно. Может быть, я играю? Вру? Лицемерю? Апробирую очередной психоэксперимент? Пишу роман, предварительно вывернувшись наизнанку?

Думаю, с учетом нашего невероятно долгого общения, вы дотошно разобрались с содержимым моей души, мало того, даже с источниками его возникновения. Потому нет смысла оправдываться и строить позу — если вы видите, то вы видите. Если нет, — никакими "вы ошибаетесь", "я не такая" и тд ничего не объяснишь и тем более не докажешь.

Понимаю ваши подозрения: я по жизни тоже крайне часто сталкивалась с весьма впечатляющими демонстрациями актерского мастерства. И видами, глубинами и изощренностью обманов нас с вами трудно ввести в заблуждение. Равно как и выбесить недоверием к нашей с вами персоне — тоже почти невозможно. Я лично этой "верьте-мне-атопомру" не добиваюсь. А зачем? Сама практически никому не верю и даже не ставлю себе такой цели. Ибо предпочитаю статус свободного философа, рассуждающего в свободном флейме (выпрут отсюда — буду писать черновики, или гуляя с собакой, рефлексировать молча по ходу) на свободные темы с робкой верой в то, что кому-нибудь пригодится. Меня устраивает моя независимость, в том числе от чужой веры, в том числе — от вашей. Если вы Сорос, я бы за миллиард американских президентов не пошла на вас работать. За все деньги мира — тоже. И не по причине демонстративной неприязни к деньгам (ах да, я же "моралистка", мне пристало фыркать при слове бабло) — отнюдь, я не отрицаю их базисной ценности и необходимости для жизни, причем достойной человеческой жизни. А по причине того, что достойными эти деньги делает достойная человеческая жизнь. А недостойными и омерзительными — продажное и хищное к ним отношение.

Так что убеждения свои я отстаиваю отнюдь не по конформистским, театральным и иным материальным причинам. А просто потому что таковы мои убеждения. Мне нравится, что они у меня есть. Что они не сводимы лишь к одному адресату, не обусловлены выгодой и нарциссизмом. И мне неважно, разделены ли они большинством или нет — я с детства привыкла быть в меньшинстве; с каких-то пор это перестало меня тяготить по меньшей мере.

И если вам на самом деле будет интересно меня услышать (на увидеть не претендую) — вы мне поверите. Если нет — то нет, это ваш выбор, ваш вкус и право. Доказывать что-то, стучать копытами в грудь нет ни потребности, ни желания. Да и копыт у меня не имеется.

Потому мы и вернулись с вами на исходную позицию вкусовщины. Вам не нравится то что я пишу поскольку однажды вам не понравилось то что я сказала. И потому я вам перестала нравится. И вместе со мной — моё все. В том числе и то, что я не отвечала и не отвечаю вам взаимной неприязнью. Вам кажется, я таким образом пытаюсь демонстрировать вам некое свое превосходство. Может быть. Почему бы и нет? Вы же не Бог. Творец-то как раз за свободную человеческую волю с ее разумным нравственным выбором. Если вам это претит — вы иное.

Ну здравствуйте Воланд. Как же долго я Вас ждала. Как же долго звала я вас на дуэль. Хотя такое чувство, что эта дуэль между нами лет адцать как ни на секунду не прекращалась.

Trimalchio

7 октября

Мария, Вы очень страстная, надо отдать должное. Но речь идёт об убийствах. О различии между убийствами до 24 февраля 2022 года и после этой даты я уже написал. Оно принципиальное. Я просто процитирую самого себя из более раннего комментария: "Я уже говорил, что страсти по Майдану улеглись бы сами, не будь России, которая их разжигала. Поэтому и первые боевые действия 2014 года на её совести. Украина, как и любое государство, не могла безропотно терпеть сепаратизм. Русскоязычным жителям Донбасса ничего не угрожало, но они сами выбрали свою судьбу и расплатились за это". Добавлю, что в Украине происходившее в 2014 году воспринималось как вмешательство России в её внутренние дела. Даже не будь этого вмешательства, подавить сепаратизм силой (ценой жертв, силой оружия) — такое действие не рассматривается в международной практике и международном праве как нечто неприемлемое. В противоположность этому, начало боевых действий на территории соседнего государства абсолютно неприемлемо, поэтому было осуждено международным сообществом. Это именно то, что произошло 24 февраля. Поэтому тот факт, что я выражаю возмущение одним и не выражаю возмущения другим, должен быть понятен.

Про Балканы может быть не будем? Это всегда был проблемный регион. Там началась и 1-я мировая война. Бомбардировки Белграда мне тоже в своё время активно не нравились. Но это было больше 20-ти лет назад, я тогда тоже был другим. Вообще, про всё это, включая Ирак и Ливию, я уже писал в предыдущих комментариях.

Чужая душа потёмки. Думаю, я в Вас и за 30 лет не разобрался бы. Вообще, психология индивидуальная для меня в этом диалоге не на первом месте, более важна психология коллективная: каким образом почти весь народ оказывается заражённым неким духовным недугом, заставляющим видеть происходящее в искажённой перспективе, каким образом люди, десятилетиями казавшиеся приличными, вдруг оборачиваются подлецами, с пеной у рта оправдывающими убийства. Из Ваших комментариев я кое-что чуть-чуть лучше осознал в этом плане (об этом уже писал); поступать так их заставляет страх, внушённый извне, коллективный психоз, поддерживаемый средствами массовой информации. Это, говоря техническим языком, система с положительной обратной связью: с экрана говорят, что кругом враги и надо воевать, в обществе растёт напряжение и тревога, эти чувства находят своё отражение в том, что говорится и пишется, а это, в свою очередь, подпитывает и далее названные настроения и усиливает их; система идёт вразнос.

Всё сказанное Вами очень ценно как материал для исследования этого круга проблем, и, когда (если) всё наконец уляжется, будет представлять большой (и растущий со временем) интерес, как для нас сейчас интересны письма и дневники времён II мировой войны и более ранние, времён зарождения тех настроений в межвоенной Германии, которые к этой войне и привели. Поэтому, чем больше Вы напишете, тем, возможно, больше вероятность, что данные тексты будут активно цитировать социологи, психологи и политологи, изучающие общественную психологию и истоки общечеловеческих катаклизмов, через несколько десятилетий или столетий.

 

Поскольку аргументы, по всей видимости, оказались исчерпаны (пошло повторение), а в речи собеседницы наметился уклон в личное, и даже, пожалуй, с элементами психопатологии, то дальнейшее неинтересно любым возможным читателям (если таковые найдутся) ввиду полного отсутствия общественной значимости.