Я надеюсь, ни у кого нет сомнений, что украинский автопром скорее мертв, чем вообще когда-то был. Да, я не спорю с легендарностью ЗАЗ 30 и 40, я прекрасно помню краш-тесты «Таврии» с капотом, который отрезал голову манекену. Вообще про эти авто я могу долго и с эмоциями рассказывать, но тема сегодня иная.

Наткнулся я в ленте ТСН на весьма интригующий заголовок: «ЗАЗ ГОТУЄТЬСЯ ЗАПУСТИТИ ВИРОБНИЦТВО БЮДЖЕТНИХ АВТОМОБІЛІВ». Так, стоп. А до этого, значит, были бизнес и люкс? Ланос R-Line и Славута GT? И Таврия, мать ее, SLX Bi-Turbo V12?!

Ну ок, погружаемся глубже: «За інформацією Твоя МАШИНА, ЗАЗ почав співпрацювати з російським „АвтоВАЗ“ і вже готується запустити серійне виробництво автомобілів Lada Largus». Вот так запросто. Война? Нет, не слышали.

«Ну мы понимаем, война, да. Но нам как бы это, надо что-то делать, машины какие-то… Сами то мы того… не умеем. Не, ну а чо? ВАЗ же едет. И дешевый. Не, понятно что говно, но лучше того, что мы делаем же», — вот так я примерно вижу презентацию этого бизнес-плана.

Ладно, пошутили, может даже кто-то посмеялся. А теперь серьезно. Вот все вот это, господа мои дорогие – наше с вами пожинание плодов коррупции: дорогие авто, хреновые дороги. А как все это связано – читайте ниже.

Зайдем издалека, начнем наш рассказ с 1992 года, когда скромный Тариел Васадзе стал президентом ОАО «Украинская автомобильная корпорация», буквально сразу после обретения нашей многострадальной независимости. Про иномарки тогда во многих городках и селах еще не слышали, поэтому наш друг Васадзе, точнее его ЗАЗ, спокойно делал, что умел. Но умел плохо, пришлось искать инвестиции и технологические решения. И такие были найдены в Корее (привет, Daewoo).

Но этого все равно оказалось недостаточно. Как показал рынок, авто, собранные французами и немцами были и лучше, и дешевле, конкуренция не получилась. Потому наш товарищЪ протолкнул закон «Про стимулювання виробництва автомобілів в Україні» от 1997 года. Суть закона максимально проста: давайте сделаем пошлину на ввоз авто такой высокой, чтобы отечественные ланосы были дешевле. И сработало. Думаю, все помнят засилье ланосов на дорогах Украины. И нельзя сказать, что это было совсем плохо: сам по себе Ланос вполне приемлемый аппарат с точки зрения бюджетных авто, плюс производство создавало много рабочих мест, бюджет пополнялся многократно. Правда, странно выглядит то, что собранное в Украине авто, с нашими то зарплатами, стоило дороже, чем европейские аналоги, при зарплатах европейцев и значительно лучшем качестве.

К сожалению, даже такая сильная поддержка государства, монополия на рынке и относительно доступные технологии не помогли ЗАЗу по-настоящему встать на ноги, предприятие постоянно находилось в кризисе. В 2011 году остановился конвейер Таврии (и слава Богу), с 2017 перестали выпускаться Ланосы, а в 2019 завод провел процедуру банкротства. И вот наконец-то, в 2020 году, ЗАЗ решил вернуться на рынок с российскими ВАЗами: седан Vesta, кроссовер XRAY и универсал Largus. Что это за чудеса на колесах – можете посмотреть в многочисленных обзорах автоблогеров.

Как же так вышло, что Украина производит российские авто? Все просто, ВАЗ с 2016 года – это дочерняя компания французской Renault Group, то есть вроде как ЗАЗ сотрудничает с французами, но… все всё понимают.

Теперь о ценах. На данный момент, не серийные еще Весты, если зайти на сайт ЗАЗ, обойдутся вам в 305 600грн или $11.000. Хорошая цена за новое авто с салона? Может быть, учитывая, что конкурентами с салона могут стать Renault Logan и Renault Sandero, «пустые» Peugeot 301 и Citroen C-Elysee, и китайцы. Все эти машинки тоже, скажем так, сомнительного качества и быстро падают в цене на вторичке. Но давайте сравним эти цены в мировом масштабе. Что можно купить в Европе, США и Китае за $11.000? В Европе за эти деньги вы уже станете обладателем Skoda Fabia, Duster, Mitsubishi Space Star. Те же Рено в Европе запросто уйдут по $8.300. А как вам рестайл от 2018 года Hyundai Elantra Sedan? В Украине такой за 10-11 тысяч вы купите разве что б/у, восстановленный после ДТП из США. А вот в США – с салона со всеми вытекающими. Нормально? Ничего не напрягает, все устраивает?

К слову о тех, кого что-то не устраивает. Все же слышали о движении евроблях, как ребята постоянно устраивают протесты и требуют снижения цен? К самому движению, как и к евробляхам можно относится по-разному, но вот их влияние на авторынок Украины сложно переоценить, хоть и на рынок ввезенных б/у авто.

Так вот к чему я все это. А к тому, что если наш автопром не способен, наш менеджмент не готов – не надо тратить на него поддержку государства и взвинчивать цены на авто для нас с вами. И тогда не придется читать про выпуск еще более бюджетных ВАЗов на заводе ЗАЗов.