Нельзя забрендировать дерьмо, — писал гуру брендинга Том Питерс.

На этом разговор о политтехнологиях на парламентских-2019 можно закончить.


Посмотрим на ситуацию системно.

Народ на выборах сделал со старой системой, все, что смог.

! Сломал то, что за 5 лет не удосужились трансформировать политики.


1. Мажоритарку, любимую князьками и президентами, начиная с Кучмы.
ВИП-лифт для современных феодалов. На котором в Раду поднимался «кто надо». Затем цементировал свое влияние на округе. Сохранял иерархию «сюзрен, вассалы и холопы».

Но времена меняются. «Холопы» устали играть эту роль. Хоть стояли на Майданах, хоть нет. Этим и поясняется разнородная структура избирателя Зеленского.

Феодализм, унижения и беззаконие задолбали всех. Но по порядку.


122 мандата, полученных Слугой по списку и 125-127 — по округам — интересное совпадение. Оно говорит, что люди хотят выбирать региональных представителей которые
1) не хозяева города
2) привязаны к ответственности лидера, партии, программы.
Второе предусматривали открытые списки. Но, возможности испробовать эту систему людям не дали. Теперь удивляться нечего.


2. Народ сломал двухполярную систему раскола страны. Усеченный дискурс зрада/перемога, свои/чужие въелся в мозги части фейсбук-юзеров. Черно-белое мифическое мышление, присущее сказкам.

Маркеры идентичности, которыми удобно было подменять вопросы правосудия, экономики и доходов использовались регионалами и постмайданной властью с одинаковым упоением.

Томос не угрожал потокам, влиянию на суды, сохранению прокурорской системы и обеспечению неприкосновенности. Хотя да, достижение историческое.


Но появились третьи. Под лозунгом «сделаем их»! Прокачали свои темы. Креативно вывели на повестку дня бедность людей и скотство «элит». Как проевропейской, так и пятой колонны.

Тут и замкнуло фейсбучек. Когда эти третьи стали побеждать на округах маститых рыгов и одиозных друзей президента.

С одной стороны — рыги зло! но с другой — Слуги — тоже непонятно что! Не оперировали маркерами мовы и веры, необходимыми для признания своими.


3. Избиратель сломал традицию политической безответственности. Призвав к ответу пришедших в 2014 обеспечить жизнь по-новому.

Абсолютно интуитивно и эмоционально. Без понимания каких-либо причинно-следственных связей, присущих политологии.
Без анализа качества принятых законов, который провел бы мощный think-thank.

Просто. Мы вас избрали. Вы шанс про*бали.


На 80% обновленная Рада лучшая оценка качеству работы предыдущей. Абсолютно иррационально.

В конце концов, рациональный избиратель — это миф. Всегда все сводится к эмоции, покупательной способности и чувству защищенности.

Что дальше, непонятно.
Сломанные вещи чинят или меняют. Скоро увидим, что предпочтут эти третьи:)

_________

ілюстрація — Іван Семесюк