Еще одно лирическое отступление. В системотехнику на этот раз. В разрезе стаи, стада и их сравнительной эффективности — я буквально только-что видел живой пример просто поразительной показательной силы. 7 часов вечера, воскресенье. И стада. Одно стадо хочет выехать с парковки Оушен Плазы, и частью — развернуться налево, в центр. Другое стадо хочет на эту парковку заехать. Третье стадо ничего не хочет, оно хочет просто проехать прямо мимо всего этого катаклизма. А катаклизм там получился вполне эпичный. У каждого из них — по 150 кобыл под капотом (в среднем по больнице), и в одной только магнитоле у каждого — компьютера больше чем было в распоряжении манхеттенского проекта. К их услугам — высокие достижения цивилизации, от антидетонационных присадок до нанотехнологических катализаторов, к их услугам самые прогррессивные ПДД и даже копы с которыми селфи, а толку? А толку чуть. Метр в минуту, и это если очень повезет. Потому что нету мозгов.
Если эту всю груду металлолома разобрать на запчасти и отдать Гитлеру — он вполне мог выиграть войну. Ибо на самом деле каждый смартфон это готовая система управления ракетой, с собственной инерциальной системой наведения. Не говоря уже про всякие высокотехнологичные двигатели, инжекторы и тормозные колодки, что могли поднять взлетный вес бомбардировщиков люфтваффе. Эти машины могут ездить быстрее чем при Гитлере летали самолеты, если не все то как минимум многие. Но в руках у стада все это нихрена не помогает, пропадает втуне. Метр в минуту, непрерывный вой клаксонов и много эмоциональных выражений. Почему? Потому что дебилы.
Системотехнически задача проста как угол дома, там два пересекающихся потока. Взаимное перестроение, в терминах ПДД. В терминах системотехники — конкурентный доступ к ресурсу, которым есть кусок дороги длинной в 60 метров и шириной примерно в 15 метров. Все просто, но результат удручает. Грубо говоря при взаимном перестроении все люди делятся на три категории. Одни жмут на газ, другие на тормоз, третьи — на клаксон. Альфа, бета и стадо. И проблема — именно в третьей категории. Альфа и бета друг друга вполне гармонично дополняют, они комплиментарны тут, а вот третья категория сводит на ноль все их усилия самим фактом своего существования.
Если вы почитаете протоколы сионских мудрецов (будь то IEEE или ITU, те самые что создали весь окружающий вас гламур) то вы увидите что эта ситуация называется CSMA. Carrier Sense Multiple Access. Серемяжная правда там в том что через конкурентный ресурс в один момент времени может пролезть только один. Будь то пакет даных или автомобиль. А второй — пролезет потом (или не пролезет). Эти самиые сионские писатели — разобрали ситуацию не только что до костей, до атомов, перечислив все возможные стратегии решения вопроса вместе с их достоинствами и недостатками. Написали подробнейшие спецификации что в каком случае нужно делать и чем это закончится, вкупе с уровнями насыщения, графиками и диаграммами производительности в зависимости от всех возможных и невозможных внешних условий. Там есть все, и случайность и справедливость, и приоритеты, координированные схемы и псевдослучайные, и совсем случайные, оценки сверху снизу и сбоку там нету только одного, там нету «равенства прав». Потому что не могут два пакета (или автомобиля) в одно время оказаться в одном месте, в том собственно было условие задачи. Кому-то придется уступить. Полюбому.
Единственное что могут сделать два барана одновременно и равноправно — это упереться друг другу в лоб рогами и истошно дудеть в клаксон. Желательно — на мосту, то есть в самом узком месте, надежно его заблокировав. Что кстати есть популярным сюжетом всяких там стишков для дошкольного возраста. Помните что я писал о обучении юнных хищников в позапрошлой части? Вот это оно и есть, дошкольный возраст и Самуил Яковлевич Маршак что очень любил переводы с аглосаксонских наречий. Переводы тех кто все это на самом деле придумал, ибо анналы IEEE или ITU нам и до сих пор приходится переводить с англосаксонского наречия. У них даже дошкольники знают что упираться в лоб рогами и требовать справедливости — есть глубоко контрпродуктивной стратегией что аж никак не повышает пропускную способность канала, у них это знают даже дети, а у нас — нет. Но истошно требуют «сделать как в Европе», истошно требуют шоб пришел пастух и все срочно разрулил. Вот потому мы и пребываем в том самом месте что обычно называется анусом.
Стадо — прекрасная модель в условии избыточных ресурсов. Пока в земле было много угля а спрос на него был велик и стабилен — стадо пело нам песню про «16 тонн», про злого хозяина который алчно хочет и трудную, но достойную судьбу. Но стоило тому избытку пошатнуться (избытку спроса в основном) и это стадо затянуло нам совсем другую песню, про Маргаретт мать ее Тетчер которая от них теперь не хочет ничего. То есть совсем. И вторая ситуация для них оказалась намного трагичней и обидней. Ибо что произошло? Ибо исчез избыток ресурсов, а вместо него наступил их дефицит, то есть конкурентный доступ. Ситуация в которой модель «стадо» совершенно неэффективна. В модели «стадо» подразумевается достаточность ресурсов (и даже избыток) и за это отвечает непосредственно пастух, на то ему и власть дана кусать за ляжки. Проблема в том что пастух — ресурсы не рожает и травой он не какает. Он может изыскать если он может, и если этот ресурс на самом деле есть. А если не может — то извините, и дудеть в клаксон можно хоть до посинения. Гудение тут не только не решает проблему но и усугубляет ее, уменьшает эффективность использования даже имеющегося ресурса, это положительная обратная связь с точки зрения системотехники.
Когда-то группа очень нехороших людей произвела очень научный эксперимент. Было когда-то в Киеве такое волшебное место как Жулянский мост, еще до реконструкции. То есть когда он был в 2 раза уже, и генерил перманентную пробку километров по 5 в обе стороны строго каждый день 2 раза в сутки. Сущность проблемы заключалась в том что скорость движения на въезде там была немного меньше чем 1 км/ч, потому что каждый баран никак не хотел выглядеть бета-особью с одной стороны, но толкаться боками на 120 км/ч он не был готов тоже, именно потому что он не альфа-лев, а таки баран. Группа нехороших людей плохо училась в школе, но не насолько плохо дабы не понимать что пропускная способность трубы равна пропускной способности самого узкого ее места.
Потому они взяли 8 машин (и с десяток мордатых волонтеров) и тупо перекрыли движение за 200 примерно метров до моста. Минут на 10 примерно, пока вся толпа баранов что оказалась впереди не протолкалась через узкое место. У тех баранов что оказались сзади — это вызвало бурную истерику и отложение кирпичей через анус, но нехорошие люди не зря с собой взяли десяток мордатых волонтеров. И минут через десять они таки открыли дырку, причем последовательно, ряд за рядом, и в несколько последовательных волн. Задавая баранам бодрый темп примерно 100-120 в зависимости от ряда. Преисполенные адреналина бараны этот темп выдерживали как минимум до вьезда на мост, чем собственно увеличили пропускную способность примерно раз в 10. Да, у них возросла дистанция (с 2 метров до 20) но скорость возросла не в 10 раз а в сто, если не более, и тут с калькулятором не поспоришь. В результате пробка на вьезде рассосалась с 5 км исходных (ну плюс то что накопилось за время перекрытия) до практически нуля. Благотворный эффект продержался минут 20, до тех пор пока бараны движимые чувством социальной справедливости не восстановили статус-кво.
К сожалению у нас эта проблема повсеместна, и нехорших людей — остро нехватает. Более того, у нас эта проблема серьезно усугубляется пропагандой в стиле «борись за свои права». То есть «не будь бетой, будь бараном». Пропаганда что благотвоно ложится на остатки врожденной психологии исходно стайных обезъян. Которые впрочем давно уже забыли шо такое альфа а что такое бета, и в чем там тонкая разница. Что такое быть бараном они кстати тоже не знают, путая это состояние с благородной борьбой за свои права путем дудения в клаксон, и кстати камлания «Путин, введи» или например «полиция — стреляй». Т.е. аппелляций к пастуху. Видно хреново Самуил Яковлевич переводил им детские стишки, какая-то очень важная часть смысла безвозвратно погибла в процессе перевода....