Большинство авиакомпаний США и Евросоюза уже не первый год предоставляют wi-fi за дополнительную плату своим пассажирам. Даже в Украине пассажиры Qatar Airways, Austrian Airlines и многих других авиакомпаний пользуются интернетом в полёте на средне и дальнемагистральных рейсах. По нормативам Евроконтроля, это рейсы на расстояние от 1,5 до 4 тысяч км.
В Украине интернет на борту стал возможным с января 2020 гола, когда Кабмин поменял радиочастотные нормативы. Тогда авиаперевозчики получили законную возможность использовать технологии спутниковой связи и предоставлять пассажирам доступ в интернет на всех этапах — от посадки в самолёт до выхода из него.
Во-первых, это безопасно, а во-вторых, это удобно. Интернет на борту доступен не всем и не для всех рейсов. На самолете должно быть специальное оборудование спутниковой связи, которое работает в Ka-диапазоне. Именно оборудование спутниковой связи Ka-диапазона не мешает навигационным системам, поэтому пассажиры могут оставаться на связи все время.
Большинство авиакомпаний предлагает wi-if по цене около 10-15 долларов в час. Это очень удобно, если вам нужно ответить на срочное сообщение от коллег или написать маме, что полёт проходит нормально и вы покушали. Сообщения — это хорошо, но что со звонками?
Сегодняшние технологии уже предоставляют достаточную скорость связи, чтобы звонить даже в режиме видеосвязи. Например, Lufthansa в отдельных пакетах предлагает скорость интернета до 15 мбит/с, а Air France — до 70 мбит/с. Тем не менее, даже американские либеральные авиакомпании заявляют в унисон, что не разрешат звонить на борту, если спрос на эту услугу не станет критическим.
Почему авиакомпании занимают жесткую позицию, хотя звонить на борту безопасно, удобно и не очень дорого?
Ответ на этот вопрос такой же, как и с сигаретами. В начале 1980-х американский профсоюз бортпроводников предложил запретить курить на регулярных рейсах. Бортпроводники устали останавливать конфликты между курильщиками и ЗОЖниками. Особенно, когда это мешает основной работе бортпроводников. Их главная задача — эвакуировать пассажиров в экстренной ситуации за 90 секунд, а когда пассажиры дерутся за сигареты, им сложно выполнять четкие инструкции бортпроводника. В результате, с 2003 года курить можно только в частных джетах. С телефонными звонками похожая история.
В салонах самолетов начнётся хаос, если разрешат говорить по телефону. Многим пассажирам будет неудобно от того, что над их ухом кто-то рассказывает семейный рецепт борща или жалуется на шефа. Бортпроводники и так выступают вечными миротворцами в холливаре пассажиров, которые откидывают спинки и теми, кому прижимает коленки. А тут ещё добавится звон рингтонов и какофония разговоров, как на Бессарабском рынке.
Ещё бортпроводники откровенно опасаются, что люди не смогут оторваться от телефона, в случае экстренной ситуации. Обязательно кому-то нужны будут условные «5 секунд», чтобы договорить и это станет последним разговором в жизни.
Не в пользу звонков говорит и смена поколений. Поколение миллениалов и младшие люди реже говорят по телефону, предпочитая общаться в мессенджерах. Посмотрите свой мобильный и сравните, как часто вы звоните, а как часто обмениваетесь сообщениями. Я, например, звоню только в экстренных случаях и предпочитаю мессенджеры, как и многие мои ровесники.
Сергей Быков, руководитель аналитического центра «ИНПОЛИТ»