А вот вам подборка журналов, которые оставили неизгладимые впечатления в украинской культуре.

Гучномовець

«Перед тобой, уважаемый читатель, первый номер киевского журнала „Гучномовець“. Это детище небольшой кучки людей, влюбленных в рок-музыку. В Киеве и раньше выходили /да и выходят/ подобные издания /например, „Кимик“, „Субъектикон“/, но уж очень худосочные. Тираж тоже маловат. У редакции „Гучномовця“ более перспективные планы: мы хотим, чтобы о киевской рок-музыке знали не только у нас дома, но и в других городах тоже».

Таким приветствием начинался первый номер самиздата «Гучномовець». В нем рассказывались тогдашние новости из мира рок-музыки, в основном киевской. Хотя и нередко изучались феномены исключительно питерских или московских групп. Или в прицел попадали коллективы, которые были не популярны в своих городах, но зато их хорошо знали в других. Благодаря журналу читатели смогли познакомиться с такими группами, как «Коллежский Асессор», «Вопли Видоплясова», «Раббота ХО», «Кому Вниз», «Сверчковое Число» и другими.

Работало над журналом объединение творческих личностей «Киевская „Рок-Артель“. Наполнение выпущенных 80 страниц было как аналитическо-информативным, так и панковско-развлекательным. „Гучномовець“ был проектом, нацеленным на ознакомление советских граждан с другой стороной культуры.

НАШ

Этот альманах безумий выпускали в Днепропетровске с 1998 – 2008 гг. Графическое оформление, содержание статей и даже реклама в журнале были авангардными. „НАШ“ стал феноменом для постсоветских стран. Возможно, даже таким, который больше к нам не вернется. Внешние сходства „НАШего“ прослеживаются с такими изданиями, как „Новый Амадей“, „Посмотри“, „Матадор“, Colors, The Face. Однако по наполнению они разительно отличались. Тексты могли писаться потоком сознания, слова могли не подбираться и быть чересчур откровенными, а иногда и мерзкими.

Сейчас журнал приобрести тяжело. Его коллекционируют, передают из рук в руки. Бывает, что первые выпуски продают за баснословные деньги. Интересный факт – долгое время „НАШ“ печатался при финансовой поддержке Генадия Корбана. Также вокруг журнала произошло несколько скандалов, связанных с „порнографическими“ материалами.

Х3М

Первый номер этого чудесного журнала появился в 1999 году. Можно сказать, что это была панк-журналистика в лучшем своем виде. Нередко тексты украшали маты, брались интервью у маргиналов, звучали призывы к хулиганским действиям. Например, для борьбы с некультурными собачниками следовало вырезать плакат „Осторожно, говно!“, который надлежало вставить в продукты жизнедеятельности животного с помощью флагштока.

В „Х3М“ рецензировалась андеграундная музыка. Очень часто отечественная. Так до существования каких-либо квот украинский слушатель познакомился с '5'nizza", «Оркестр Че», «Я и друг мой грузовик» и т.д. Также рецензировалась литература. Независимое молодое поколение узнало о Хантере С. Томпсоне, Уильяме С. Берроузе, Буковски и других хороших людях.

Со временем для журнала выбрали более спокойную риторику. В него влили хип-хоп, экстремальный спорт, уменьшили количество панка и жести, оставив при этом контркультурные акценты.

ШО

Этот журнал выходит по сей день, однако того задора, который нес с собой «ШО» еще лет 10 назад, уже нет. Лучший период его жизни был связан с главредством Анатолия Ульянова. Множество эссе, интервью, ярких и запоминающихся обзоров музыки и кинофильмов. «ШО» был создан интеллектуалами для интеллектуалов. Он славился также и визуальной составляющей, над которой работала Наталья Машарова.

Однако в 2009 году «ШО» и Ульянова стали преследовать после публикации материала «Голоса радуги», в котором о своей жизни рассказывали члены ЛГБТК-сообщества. Конечно, после того, как Машаров и Ульянова оставили Украину, журнал «ШО» постепенно превратился в телеканал «Культура». Об интересном стали писать скучным языком.

ХОХ

Этот самиздат выходил в Алчевске с 2010 по 2014 гг. Распространялся он бесплатно и представлял собой сборник постмодернистских произведений авторов журнала и их друзей. Все субкультурные и культурные тенденции восточных земель Украины были иронично обыграны в этом небольшом журнале.

Актуальные новости, интервью с луганскими художниками, музыкантами и писателями, афиши мероприятий, кинорецензии, эссе, поэзия и визуальное творчество, – все это кануло в лету вместе с началом войны.

Telegram-канал автора — подписаться

Впервые материал был опубликован на ИНФОРМАТОРе