Когда я был еще в рядах социал-националистов, то до Донцова руки у меня не дошли. Разве что в отдельных правильных цитатах. На львовской тюрьме (когда я был уже убежденным анархистом) у меня появилось время, возможности и обстоятельства прочитать большинство его программных книжек, чтобы сделать свои выводы.
Но когда 30 июня 1941 года во Львове «восстанавливали» державність, делала это одна достаточно радикальная, чтобы быть народной, политическая сила. Одним из главных ее теоретиков и был этот самый Донцов, который очень сильно симпатизировал всем этим черно- и коричневорубашечникам. Но, как говорят симпатики современных правильных нацистов (которые сегодня себя называют «националистами»), «були такі часи». Но дело не в этом. Все это эпизоды, которые можно описывать и оценивать по-разному.
Но у нас появилась официальная историческая политика с принятием пакета «декоммунизационных» законов, одним из которыхоговаривается перечень правильных борцов за независимость.
То, что современная украинская историческая политика взяла себе за основу исключительно «боротьбистскую» линию, не подлежит сомнению. Создатели этой политики, как и их исторические протагонисты, мыслят достаточно шаблонно: во время войны с Россией надо искать и подбирать по истории все проявления антироссийской борьбы. Делают они это искренне, потому что верят, что такими нехитрыми манипуляциями смогут мобилизовать все украинское общество для отпора «гибридному» агрессору. Делают, поскольку убеждены, что украинское общество монолитное в плане общей исторической памяти и даже не допускают, что коллективная память может быть различной или даже антагонистической.
Если быть откровенным и не витать мыслями в высоких эмпиреях, то такой пропагандистский, инструментальный подход может даже дать временный эффект. Действительно, пока льется из российских медиа грязная пропаганда, можно даже худшие поступки своих национальных исторических персонажей списывать на ложь и клевету. Так может продолжаться довольно долго, вплоть до момента, пока в самом обществе не начнутся внутриполитические «разборки» с использованием исторического материала. Но лучшие шансы будут иметь те, в чьих руках окажется государственный ресурс. То есть те, кто с опорой на государственный бюджет будет педалировать свой исторический канон, пантеон своих героев и включение его с дидактической целью в школьные учебники.
Что плохого в таком подходе? Каждая нация ведь боролась за свое государство, а во время борьбы случалось разное ... Все вроде так, но всегда есть «свои», но.
Когда-то Славик Чиппалина пытался мне приводить пример польских полицаев, как возможность достучаться до моего бронебойного сердца.
Однако, внекритическое принятие героями людей, которые в разные периоды своей жизни исповедовали нацистскую идеологию, служили в вермахте, СС, сотрудничали со спецслужбами Третьего Рейха, участвовали в проведении этнических чисток. Те, для кого это «неважно», потому что «было такое время», а «наши» боролись за независимую Украину — глубоко ошибаются. Такой исторической политикой Украины отбирает себе политическую перспективу и обрекает себя быть парией в современном мире.
Никто не говорит выбрасывать одним махом упомянутых персонажей истории. Никто не предлагает применять к ним инвективный подход, характерный для советской и современной российской пропаганды. Просто эти люди были далеко неоднозначными историческими персонажами, а их восславление в учебниках автоматически «очеловечивает» не только участников тех событий, но и легализует старые нацистские идеологии и коллаборационистские формации. Более того, формализованный отбор к героическому сонму по принципу «воевал против русских и поляков» вредно еще и тем, что не учитывает идейное содержание и наполнение борьбы за независимую Украину. А именно идейными доктринами и методами борьбы в этом случае пренебрегать никак нельзя. Потому что ученики и студенты, а также любопытные читатели не узнают ничего о том, каким же должно было быть государство Бандеры, Сциборского и Шухевича и захотели бы вы в нем жить.
Но это уже совсем другая история, о которой и будет следующая проповедь.