Ниже фрагмент из предисловия моей подготовленной к изданию книги «Преодолевшие земное притяжение: племя украинских Икаров» (она будет переведена на украинский язык).
 
... «К началу 1992 года на территории Украины находилось 4 воздушные армии, 10 авиационных дивизий, 49 авиаполков, 11 отдельных эскадрилий, учебные и специальные учреждения и заведения. В состав ВВС Украины были переданы 3 воздушные армии (1100 боевых самолетов) тактической авиации. Это было две дивизии (8 полков) истребителей – 80 МиГ-23, 220 МиГ-29, 40 Су-27; две дивизии фронтовых бомбардировщиков (5 полков) – 150 Су-24; авиационный полк РЭБ – 35 Як-28; два полка тактической разведывательной авиации – 15 МиГ-25, 30 Су-17, 12 Су-24; 4 авиационных центра, где было 240 МиГ-21, 60 Су-24, 550 Л-39/Л-29.
Были оставлены и самолеты стратегического назначения: 30 Ту-16, 30 Ту-22КД, 36 Ту-22М3, 23 Ту-95МС, 19 Ту-160, 21 самолет-заправщик Ил-78, а также большие арсеналы авиационных крылатых ракет Х-55 (1068 единиц) и Х-22 (423 единицы).
В 1992 году Украина также получила большую часть авиации Черноморского флота СССР, в том числе дивизию (три полка) морских ракетоносцев: Ту-22М2 и Ту-16К, и разведывательный полк на Ту-22Р. В 1994 году Ту-22М2, Ту-16К и большая часть Ту-22Р были отправлены на базы хранения, а потом все утилизированы.
После распада СССР Украине досталось большое количество вертолетов Ми-24 разных модификаций – по некоторым оценкам их было не меньше 245 единиц.
В составе ПВО Украины, созданных в апреле 1992 года на базе частей ПВО СССР, находившихся на территории нашей страны, кроме зенитно-ракетных комплексов, было 7 истребительных авиаполков перехватчиков Су-15ТМ, МиГ-25ПД/ПДС и МиГ-23МЛД.
Сегодня практически отсутствует военно-транспортная авиация (ВТА), хотя в 1991 году в Украине оставалось две дивизии ВТА. В 2001 году полностью расформирована 6-я гвардейская военно-транспортная авиационная дивизия, в составе которой было три военно-транспортных авиационных полка (Арциз, техника Ил-76МД; Запорожье, техника Ил-76МД; Кривой Рог, техника Ил-76МД). Еще раньше (в 1994-97 годах) расформированы два полка 7-й военно-транспортной авиационной дивизии (Мелитополь, техника Ил-76; Джанкой, техника Ил-76МД). Сегодня из 7-ой военно-транспортной авиационной дивизии остался один военно-транспортный авиационный полк (Мелитополь, техника Ил-76М). Одних только самолетов Ил-76 к моменту создания украинских ВВС было 190 единиц, сегодня нет и десятка боеготовых транспортников Ил-76.
По количественному показателю военная авиация Украины в 1992 году уступала только авиации США, России и Китая, а по качественным (учитывая наличие 19 самолетов Ту-160, 23 – Ту-95МС, 43 – Ту-22М3, 22 –Ту-22М2 и 33 – Ту-22КД с ядерными крылатыми ракетами Х-55 и Х-22) – только США.
Разбазаривание наследованной от СССР боевой авиации происходило под лозунгами пацифизма и отказа от амбиций „империи зла“. С каким упованием и непонятным для всех авиаторов воодушевлением резали „Белых лебедей“ (Ту-160) в Прилуках. В присутствии двух американских сенаторов были разрезаны первые два Ту-160: 1989 года производства (налет 466 часов) и 1991 года производства (налет 100 часов). Новейшие машины по всем меркам. А всего менее, чем за три года такой же участи „удостоились“ еще восемь современных ракетоносцев, стоимостью сотни миллионов долларов. Восемь самолетов Ту-160 передали России за газовые долги и один Ту-160 передали в музей Дальней авиации в Полтаве. Точно также под пристальным наблюдением американских сенаторов разрушались шахты с баллистическими межконтинентальными ракетами, которых на территории Украины было 176 единиц.
Одни украинцы это создавали и строили, а другие – разрушили, ничего не получив взамен. Имена разрушителей, которые думали, что их имена напишут на обломках СССР, вероятно, еще будут подвергнуты справедливой исторической оценке через какое-то время – слово за историками.
Кроме политического „аспекта уничтожения“ парка боевой авиации и ракетного щита, существовал и экономический. Массовая распродажа советской авиатехники была важным источником коррупционных доходов украинских чиновников все последние 20 лет. Например, в 2011 году началось разбирательство вокруг фактического исчезновения 23 машин Ил-76 и 18 вертолетов. Госпредприятие „Авиационная компания Украины“ разукомплектовало более двух десятков машин и продало за границу под видом металлолома. И никто за это не ответил.
С 1991 по 2005 год большинства документов о продажах авиатехники (и бронетехники, и артиллерии) практически нет: в Минобороны они просто уничтожены. Согласно данным Стокгольмского института исследования проблем мира, в этот период было продано 172 боевых самолета и 147 вертолетов.
С 2005 по 2010 год продано 57 боевых самолетов и 37 вертолетов. Например, 33 вертолета Ми-24 и 12 Су-25, партиями по несколько штук покупали такие страны, как Чад, Экваториальная Гвинея, Нигерия и Конго.
С 2010 по 2014 год продано 94 самолета и 145 вертолетов. Так, в Китай „перелетели“ 3 Ил-78, в Хорватию 5 модифицированных в Украине МиГ-21, а в Эстонию 2 учебно-тренировочных Л-39. Чад приобрел 3 истребителя МиГ-29 и 4 штурмовика Су-25, а также два штурмовика Су-25 купил Нигер.
По состоянию на 2014 год, Вооруженные силы Украины имели около 20 боеспособных истребителей Су-27, несколько десятков штурмовиков Су-25, бомбардировщиков Су-24 и около 80 истребителей МиГ-29. О реальном состоянии боеготовности и техническом состоянии боевой авиации достоверных сведений нет. Например, в 204-й Севастопольской бригаде тактической авиации под командованием ставшего Героем Украины полковника Юлия Мамчура из 46 истребителей МиГ-29 в летном состоянии находилось только четыре. Или настоящая трагедия – катастрофа самолета Ан-26Ш с курсантами на борту осенью 2020 года.
По итогам 2018 года согласно рейтингу, составленному экспертами американского издания We Are The Mighty, ВВС Украины заняли шестое место в десятке худших ВВС в мире. Украинские ВВС оказались в списке из-за устаревшей техники, оборудования, находящегося в неудовлетворительном состоянии, и слабой подготовки пилотов. Эксперты также отметили отсутствие значительных успехов украинских ВВС на Донбассе (в 2014 году боевые потери составили 57 самолетов и вертолетов).
На начало 2021 года, по данным аналитического издания Flightglobal, в украинских ВВС в боеготовом состоянии числилось 42 истребителя Су-27 и МиГ-29, 12 фронтовых бомбардировщиков Су-24, 13 штурмовиков Су-25, 112 вертолетов (68 Ми-8, 34 Ми-24, 10 Ми-2). Военно-транспортная авиация насчитывала до 30 самолетов (22 Ан-24/Ан-26, 6 Ил-76, один Ан-70) Среди учебно-тренировочных самолетов было 47 Л-39, 8 МиГ-29, 6 Су-27. Морская авиации обеспечена 4 самолетами (2 Бе-12, 2 Ан-26) и 9 вертолетами (4 Ка-27, один Ка-226, 4 Ми-14). Совершенно очевидно, что это лишь бледная тень былого боевого авиационного могущества.
Кстати, первое место по численности военной авиации в 2021 году занимали США – 13232 боевые машины (25% от общего количества в мире). Россия занимает второе место – 4143 (8%) машин, Китай – на третьем месте (3260 (6%)), далее Индия – 2119 (4%) и Южная Корея – 1581 (3%). Всего же в наши дни в мире насчитывается более 53,5 тыс. боевых самолетов и вертолетов....»
 
Сегодня, когда составляются списки российских военных преступников, хочется спросить: «А кто из украинских Президентов, премьеров, министров, бизнесменов, коррупционеров ответит за все это?»