Потребность в кислороде в Украине, как и год назад, возрастает ежедневно, потому что увеличивается количество пациентов с коронавирусным заболеванием. С экранов телевизоров, страниц СМИ, постов в социальных сетях звучит озабоченность, что кислорода для больных не хватает. В начале этой недели Олег Ляшко рассказывал, что в Черниговской области в больницах почти нет кислорода, и что он лично организовал доставку 20 тонн кислорода из Мариуполя.

В свою бытность на территории Украины размещалось несколько десятков (более 60) боевых авиационных полков, при каждом из которых были кислорододобывающие станции для потребностей экипажей боевых самолетов. Практически в каждой области было по 1-2 авиационных полка боевой авиации.

На шасси автомобиля ЗИЛ-131 были созданы и эксплуатировались автомобильные кислородозаправочные станция для заправки боевых самолетов. Например, на заправочной автомобильной станции АКЗС-75М-131-П устанавливается 18-21 баллонов со сжатым медицинским кислородом.

Кроме газообразного кислорода, использовался и ТРЖК (транспортный резервуар жидкого кислорода) в виде стандартной криогенной цистерны для заправки самолетов жидким кислородом. Из 1 литра жидкого кислорода получается примерно 800 л газообразного.

А откуда кислород? Из воздуха, вестимо, его там 21%.

Получение кислорода и азота основано на способе глубокого охлаждения, сжижения и разделения воздуха на основные составные части — кислород и азот. Для этого при боевых авиационных полках использовались кислорододобывающие станции, например, АКДС-70М. Это кислорододобывающая станция, размещенная на трех автомобилях и прицепе. Она состоит из технологической машины, компрессорной машины, вспомогательной машины и электростанции. Оборудование компрессорной и технологической машин смонтировано в закрытых кузовах-фургонах. Электропитание всего оборудования осуществляется от промышленной сети, а в полевых условиях — от передвижной электростанции, смонтированной в кузове прицепа.

Сегодня этого нет, все ушло в металлом. А осталась бы боевая авиация и система обеспечения полетов, наверное, кислородная проблема в условиях пандемии была решена в момент и без особых затрат.