Хотелось бы выделить эти мысли и идеи Юваля Харари о будущем человечества из его новой книги «21 урок для XXI века».
Уметь постоянно учиться. Издавна наша жизнь была поделена на две части: период обучения, за которым следовал период работы. В первой части мы аккумулировали информацию и развивали навыки, во второй части мы их использовали. Сегодня же мы понятия не имеем, чему придется выучиться через 10-20 лет. Потому лучшее, что мы можем сделать, – это подготовить детей к постоянному обновлению знаний и навыков. Кстати, в Киевском высшем военном авиационном инженерном училище курсантов еще 35-40 лет назад учили «методологии приобретения дальнейших знаний».
Держать удары жизненных обстоятельств. Нужно уметь проигрывать и выдерживать собственное поражение. Современная образовательная система слишком много внимания уделяет успехам, но совершенно не учит держать удар. Наши дети будут вынуждены принять, что то, что они знали 20 лет назад, уже не будет представлять практически никакой ценности. Так что им придется столкнуться с неудачами и не сдаться, а продолжать работать и учиться.
Преодолевать стресс. Развитие технологий и искусственного интеллекта грозит тотальной слежкой, что неизбежно связано со стрессоустойчивостью. Нужно подготовить своих детей к тому, что им будет трудно, и научить их бороться со стрессом. Они будут испытывать тревогу из-за того, что их «мониторят», превращая их жизнь «в одно большое собеседование». Кроме того, к 2050 году класс «бесполезных» людей разрастется не просто из-за недостатка рабочих мест или соответствующего образования, но и из-за отсутствия ментальной выносливости.
Быть гибкими и умными. Новый вызов XXI века — неизвестность. Как себя вести, попадая в непривычную ситуацию? Как действовать в море (нет, океане) информации, где нет никакой возможности ее осознать и проанализировать? Чтобы быть успешными в подобных условиях и выдержать конкуренцию, детям понадобится еще два умения: гибкий ум и развитый эмоциональный интеллект.
С4 . Важно сместить акценты на развитие «жизненных» умений. Многие эксперты в сфере педагогики отстаивают точку зрения, что школы должны переключиться на обучение детей «четырем С»: Critical thinking, communication, collaboration, creativity (критическому мышлению, общению, сотрудничеству и творчеству).