Принятый, по народной украинской традиции, ночью, бюджет Украины на 2016 год, лучше всего характеризуется притчей о стакане, который для кого-то наполовину пуст, а для кого-то – наполовину полон. Кому-то радостно, что он принят и в нем есть деньги на АКБ, а кто-то огорчен, что Мустафа вычеркнул из бюджета фестиваль патриотических то ли песен, то ли танцев. Документ в 700 страниц устроен таким образом, что как его не пиши, а без зрад и перемог не обойтись никак. Поэтому каждый без труда найдет в нем свою.
Основная беда бюджета 2016 с точки зрения блогера – он скучен. Все эти зрады и перемоги в новом бюджете какие-то мелкие, никчемные. Так и хочется сделать недовольную мину, как Ипполит и, зевнув, молвить: «Какая гадость эта ваша заливная рыба!». Оно, вроде как, смета доходов и расходов и не должна быть веселой, но так хочется надеяться на лучшее!
Главная перемога бюджета в том, что у депутатов хватило здравого смысла не ссориться с МВФ. Бюджет принят с показателями, устраивающими наших кредиторов. Наверняка сегодня будет много патетических возгласов о потере экономического суверенитета, диктате МВФ и т.д. Все это, конечно, правильно. Единственный изъян в логике критиков – денег на зарплаты и пенсию дают не они, а МВФ. С кредитной иглы, нужно спрыгивать, однозначно. Но для этого политикам нужно не только критиковать кредиторов, но и что-то делать самим. А с этим сложнее.
К примеру, налоговая реформа. О ней болтали последние полгода, но в итоге, общими усилиями завалили. Выскажу непопулярную мысль. Завалил не Минфин, а отсутствие разумной альтернативы. Сейчас принято слыть реформатором, если поддерживаешь проект Южаниной, популярный среди активистов. Понятно, если в минфиновском проекте ставка налога 20%, а в южанинском – 10 или 15%, то выбор симпатий напрашивается сам собой. Если не разбираться в деталях. Я попытался разобраться и сходил на встречу блогеров с Южаниной. На встрече, продолжавшейся больше 2-х часов, Нина Петровна обстоятельно изложила историю возникновения группы, разрабатывающей альтернативный кодекс, долго благодарила волонтеров, рассказывала, как Минфин ставит палки в колеса и не хочет советоваться. Еще 4 раза говорила о патриотизме. Лично меня это изрядно напрягло, потому как патриотизм – хорошо, но каким боком он к налогам? О самом проекте кодекса говорили немного. Из сказанного следовало, что Южанина хочет снизить налоги и рассчитывает на выход из тени предпринимателей, ранее от них уклонявшихся. Идея неплохая, но на мой взгляд, утопичная. Если предприятие должно было заплатить 1 млн. грн. по ставке 20% и не платило, потому что жалко отдать столько денег государству, то при ставке 10% отдать нужно будет 500 тыс. Это тоже немало. Мне кажется, если ты не платил миллион, то полмиллиона тоже не заплатишь. В качестве живой иллюстрации позвонил друг и отругал намерение Минфина отменить упрощенку. Сказал, если бы она сохранилась, он бы платил, а так – не будет. Заодно обмолвился, что постоял в очереди на оформление СПД, плюнул и ушел. Постой, говорю, так ты что, не СПД? А как же ты работал последние 3 года? Нелегально. Даже те несколько сотен гривен, что сейчас платит СПД он не платил и я сильно сомневаюсь, что начнет платить, пока не будет реального контроля уплаты налогов. Собственно, все проблемы южанинского кодекса именно в этом: не только я, но и наши международные кредиторы сомневаются, что бизнес выйдет из тени и станет сознательно платить налоги по сниженным ставкам. Зато большой бизнес, не имеющий возможности уклониться от уплаты налогов ввиду своих размеров, точно станет платить гораздо меньше и доходы бюджета сократятся. Исходя из этого, мне ближе синица в руке Минфина, чем журавль в небе Южаниной. Думаю, если бы группа реформаторов не замахивалась на налоговые ставки, а сконцентрировалась на упрощении администрирования и урезании репрессивных функций контролирующих органов, компромисс с Минфином был бы реальнее. Итогом такого компромисса мог бы получиться действительно хороший и полезный для бизнеса Налоговый кодекс. А ставки налогов можно было бы пересмотреть, как только контроль уплаты налогов станет реальным – как в Штатах или ЕС.
Еще одна перемога – финансирование антикоррупционных структур, которые, по слухам, собирались оставить без денег в бюджете. Но это очень не понравилось заокеанскому обкому, который в итоге нашел веские аргументы для депутатов.
Из зрад заслуживают внимания две. Первая состоит неизвестно в чем, но она точно есть. Как тот суслик из ДМБ. Олег Ляшко еще вчера обнимался с Тимошенко и в унисон с ней клялся, что не проголосует за антинародный бюджет. С тех пор народнее бюджет не стал. Но бойкий Олег радикально сменил свою бюджетную ориентацию и, кинув потерявшую былую хватку Тимошенко, за бюджет проголосовал. Вообще, это было красиво. Ляшко и Тимошенко, потрясая своими золотыми акциями, обещают не голосовать за антинародный бюджет. За кулисами они ведут согласованный торг по бюджету с коалицией. Вместе это делать сподручнее – количество голосов больше. Но в какой-то момент коалиция понимает, что голосов хватает, если купить одного Ляшко и делает ему предложение. Ляшко кидает и Тимошенко и своих доверчивых радикальных избирателей. Поэтому я с уверенностью утверждаю: я не знаю точно, какая тут зрада, но она есть и она достаточно увесиста, чтобы заглушить муки совести лидера РПЛ.
Вторая зрада касается коалиции и БПП в частности. Не уверен точно, но по-моему сегодня ночью установлен рекорд голосования крупнейшими фракциями парламентского большинства: БПП — 113 (140), НФ 81 (81). Вместе 194 голоса. Так коалицианты не голосовали ни за один из антикоррупционных или евроинтеграционных законов. Лучше всего мобилизует правящую коалицию тема бабла. Ради него, родимого, в Раду сползаются персонажи, редко когда в ней ранее замеченные. И не просто сползаются, а сидят там всю ночь, дисциплинированно тыча в нужные кнопки. Для меня эти цифры голосования – лучший маркер того, настолько далека эта ВР от народа.
Ну и зрады поменьше. Не голосовали Оппоблок, Самопоміч, БЮТ, Свобода, Укроп. Если с Оппоблоком все понятно, то «патриоты» в очередной раз разочаровали. Ну то такое, не в первый раз.
Больше разочаровали «Еврооптимисты». Группа проявила принципиальность и за бюджет не голосовала, потому что он принимается в последний день сессии. С одной стороны, с Мустафой и Ко сложно не согласиться: такое голосование дает много возможностей для злоупотреблений и протаскивания в бюджет сомнительных вещей, которые не будет возможности исправить. С другой – и это важно, члены группы спокойно наблюдали за тем, как Камин не подал проект бюджета в Раду в сентябре, как положено. Может я что-то пропустил, но «еврооптимистов» все вполне устраивало вплоть до самого голосования и они не особо задавались вопросом, почему Яценюк не вносит в Раду бюджет. Это не обязательно коррупция, но как минимум – разгильдяйство и неумение защищать интересы своих избирателей. Уверен, подай они элементарный депутатский запрос в Кабмин, почему в Раде до сих пор нет бюджета, процедура могла быть соблюдена или, по крайней мере, была бы нарушена не так грубо.
Резюмируя – в целом, все более-менее пристойно. Бюджет Украины-2016 принят еще в этом году. Есть полстакана. А пустого или полного – у каждого ответ свой.