«Почуєте про славних козаків – плюйте межи очі, про Київську Русь – бийте в морду»

(Андрій Бондар)

Речь идет о способах сыграть на потаенных струнах читателя, идентифицирующего себя с вещами, рациональных связей с которыми у него нет.

Ну, скажем, вбросьте историю про Куликовскую битву и вдруг обнаружите, что часть из ваших собеседников-программистов участвовала в сражении на стороне Тохтамыша, а другая — на стороне Мамая.

Точно так же мы увидим прямых потомков Анны Ярославны с французской стороны среди запорожских инженеров или московских генералов. И на исследование ДНК не ходи.

Очень приятно слышать про свою национальную предрасположенность к свободе, и напротив, генетическую невсхожесть семян вольности сразу за таможенным постом в Брянской области. О том, что ветер freedom вечно веет над львовскими диванами и тщательно оминает брестские и ростовские, рассыпая при этом гены свободолюбия строго в пределах актуальных границ согласно Хельсинкскому акту.

Из глубин древности поднимаются, натягивают джинсы и берут айпады в руки мокшане, варяги и русичи. Не беда, что некоторых из них как народностей не существовало.

Мы вроде бы подозреваем в психическом нездоровье потомков графов и баронов, кучкующихся в современных дворянских собраниях и хранящих геральдические щиты вперемешку с грамотами ударников коммунистического труда, но кацаповедение против козаковедения, шаровары против лаптей — вполне себе контекст разумной современной дискуссии.

Взрослые, обученные наукам мужики бьют друг друга по голове строчками Лермонтова (но не Лермонтова), и потомок Лермонта, поправляя килт в могиле, лихорадочно пытается принять сторону виртуальном этническом конфликте в скифских степях. Эфиопские племена мчатся на выручку футурологам с «тиха украинская ночь» наперевес...

«Весь экран в сперме» — как описывала мне прекрасный порнофильм одна девушка тридцать лет назад.