«Двадцать пятое — первый день».
Последний день губернатора И.Коломойского — первый день губернатора В.Резниченко. Википедия подсказывает, что именно тогда, два года назад, мартовской ночью 2015 года губернатора Валентина Резниченко с командой развернули с запорожского направления на днепропетровское.
Половину этого срока я за ними слежу, встречаюсь, пишу — и ничего не публикую.
Герои этой публикации сами справляются с информационной работой и PR — совсем недавно это было их профессиональным занятием. Тогда, в прошлой жизни, мы с ними были и коллегами и конкурентами. Многие вопросы жизнь задавала нам одновременно, и мне всегда были интересны их параллельные ответы.
Приблизительно в одно время — и слишком рано — мы все решили задачу про построенный дом, рожденных детей и посаженное дерево и вдруг заглянули в огромную пустоту будущего, где подсказанных пословицами целей уже не было. Произвольная программа могла быть любой: от внутренней пенсии до нового вызова. И все мы одновременно от покоя отказались. Три года после Майдана стали проверкой целого ряда форм соучастия в судьбе страны. Большинство, по-моему, на сегодняшний день оказались безрезультатными.
Слишком много сил ушло на вступительные теоретические споры, умствования на фоне страшного дефицита практиков, которые бы, не вступая в длинные диспуты, сделали то, что нужно и сделали безотлагательно.
Потерпели неудачу сразу несколько стратегий реформаторского служения. Консультанты, госслужащие, депутаты, общественные активисты. Помните девиз капитана Немо "Mobilis in mobile" — «Подвижный в подвижном»? Люди, решившиеся менять Украину, могли бы переиначить этот девиз на «Подвижные в недвижимом».
Консультанты стали заложниками вычитанных методик. Страна оказалась слишком архаичной для реализации готовых современных рецептов из параллельного развитого мира. Советуй -не советуй, кричи — не кричи. Глуховатые исполнительная и законодательные власти отстояли свою автономность от реальных проблем и легко игнорировали способы их решения.
Одиночки, немногочисленные условные «министры и заместители министров„, непосредственно внедрившиеся в исполнительную власть, оказались ограничены с трех сторон: сверху — высшими руководителями, обладавшими правом вето, сбоку — старыми оппонентами из других министерств и снизу — массой нижестоящих чиновников, парализующей реформаторские инициативы не столько из саботажа, сколько из-за отсутствия умений и компетенций. Индивидуальные реформаторские усилия не были объединены общей программой, не были скоординированы, синхронизированы друг с другом. А главное — не имели реальной политической поддержки.
«Новые парламентарии„, поспешившие в Верховную Раду в составе уже готовых к употреблению партий, недооценили устойчивость и работоспособность старой паутины коммерческих коррупционных сговоров, а их попытки выбраться из фракционной западни, отстоять реформаторскую идентичность , но при этом ещё и сберечь достигнутый статус, позволили избирателям отождествить, смешать их с презираемым депутатским корпусом.
Активисты, лидеры общественного мнения — журналисты, блогеры, эксперты, пытающееся гражданское общество мобилизовать — обнаружили, что их аудитория ограничена, огромная часть населения инертна, невосприимчива и совершенно не стремится бросаться вслед за ними на амбразуры. Слова не преобразовались в дела.
Общественный класс, на который реформаторы опирались, т.н. средний класс, пострадал больше других, принял на себя груз разнообразного волонтерства и удар экономического кризиса, понес прямые потери от отсутствия реформ и проведения контр-реформ. Потери эти привели не только к снижению экономического потенциала среднего класса, но и уменьшению его численности.
Итак, в реформах преуспели немногие, одиночки. Воспользоваться своими навыками смогли только те, кто заранее бежал от навязываемой обществом публичной мировоззренческой дискуссии, кто окружил себя единомышленниками и не запрыгнул далеко в сторону или вверх от своих приобретенных ранее компетенций.
Полноценная, функциональная, талантливая команда, управленческий опыт и прагматичная программа в пределах полномочий территорий. Не выше, не больше — но и не меньше. Команда Резниченко. Днепропетровская ОГА.
Что получилось у них? ДНЕПРОГЭС-2. Источник реформаторской энергии. Вызывающе, насмешливо свободный от коррупции. Демонстративно свободный от политических амбиций, а значит и от политической ревности, от киевских палок в колесах.
Смелые, умелые, упрямые, контактные, современные люди. К которым, как на огонь, стягиваются другие такие же — не только из области, но и со всей страны, из зарубежья.
В этом месте я лениво избегу перечислять сделанное ими за два года и отошлю вас к отчетам Днепропетровской ОГА, выложенным в открытом доступе, роликам-отчетам на youtube, записанным Юрием Голиком, к его же, а также других советников губернатора — Ольги Горб, Виктора Пузанова — аккаунтам на фейсбуке (называю самых информационно активных и прошу прощения у тех членов команды, кто работает не на виду).
Там вы найдёте и новые школы с детсадами, и современные, с иголочки, котельные, города, воистину спасенные от замерзания, восстановленные дороги, службы по трудоустройству ветеранов и выделению для них земельных участков, экологические программы, госпитали для ветеранов АТО, программы реабилитации, солнечные электростанции, музей нашей отечественной войны с Россией, работающее вовсю ProZorro и многое, многое другое. Всё это прирастает так быстро, что не удивлюсь, если за время пока пишется этот текст, авангардный проект ТЭС на топливе из мусора тоже будет завершён.
А ещё отметим рабочие отношения с областным советом и мэром Днепра, вместо типичных повсеместных украинских конфликтов. Вот уж это точно можно позаимствовать.
Когда страна на полвека, а то и более, отстаёт от социальных стандартов остальной Европы, созданные за счет областного бюджета (и благодаря работе областной власти) современная инфраструктура, ровные автострады, электронные сервисы, даже ветеран, спокойно реализующий свои законные транспортные льготы — уже значительный, ощутимый результат. Уже реформы. Особенно в сравнении с другими регионами, где местная — областная и помельче — власть преуспевает за счет ограбления и унижения населения.
Другое дело, что успех ДнепрОГА, достигнутый в рамках куцых полномочий регионов, в ограничениях устаревшего законодательства, может быть интерпретирован системой в свою пользу, истолкован в пользу бездеятельной верховной власти и косного законодательства — мол, зачем менять, если можно добиться успеха при существующих условиях?
Будь я Порошенко, сделал бы из ДнепрОГА свою парадная витрину, ВДНХ эпохи олигархии.
Но тиражировать опыт команды Валентина Резниченко не получится. Именно из-за уникальности команды и уникальности условий.
Давайте попробуем их назвать.
1. Бюджетная самодостаточность, рентабельность региона.
2. Комплект управленцев высокого класса, работающих «за идею», для которых областной бюджет и властные полномочия не являются кормушкой. Способных самостоятельно профинансировать проекты, невозможные для госбюджета.
3. Отсутствие административной агрессии со стороны Киева, лояльность АП и силовых структур.
Много ли у нас территорий, где эти условия и опыт могут быть воспроизведены? Многие ли смогут безнаказанно исследовать легальные пределы своих возможностей без риска уголовного преследования? Многие ли смогут противостоять наезду даже не центральных, а своих, местных силовых структур?
Общеукраинский успех возможен тогда, когда в работу включатся не только пассионарии, а многочисленные государственные служащие, и не только за идею, но и за интерес. Когда столица, центральная власть заработает так, как сейчас работает ДнепрОГА.
А пока выдающиеся усилия команды Валентина Резниченко имеют свой предел. И это не только границы области, но и границы полномочий областных управленцев.
Государственная инфраструктура, законы Украины, министерства, политические решения — всё это сегодня за пределами возможностей команды Резниченко.
Поэтому соотношение успешных и неуспешных территорий пока останется 1 к 20.
И напоследок. После неоднократных безжалостных сокращений аппарата областной администрации команда Резниченко освободила от лишних чиновников целые этажи в здании ОДА. Теперь мечтает продать эти лишние площади. Не только чтобы пополнить областной бюджет, но и чтобы зафиксировать достигнутое, лишить будущие администрации возможности откатить, раздуть штаты.
Боюсь, однако, гарантии невозвращения к прошлому выглядят не так. Для этого надо проделать огромную, не только хозяйственную, но и политическую работу.
Не в Днепре — во всей стране.
Не им — нам.